Садоводство под угрозой?

С 1 января 2019 года садоводы всей страны руководствуются новым законом в своей деятельности. Об этом говорят сейчас много и зачем-то много пугают.

Федеральный закон № 66, по которому садоводы жили с 1998 года, устарел. Новый, № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устранил многие противоречия, связанные с бурным изменением законодательства в последние годы, и Гражданского кодекса в частности. А фраза «для собственных нужд» в названии закона не несёт никаких ограничений для садоводов. Возможно, это просто подчёркивает некоммерческий характер деятельности товариществ.

Садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества будут выполнять функции управляющей компании. В ст. 7 217-ФЗ говорится, что товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и распоряжения имуществом общего пользования. В связи с этим всем нашим садоводствам предстоит изменить основной код вида экономической деятельности на управление недвижимостью.

Членами товарищества могут быть собственники земельных участков, расположенных в границах садоводства или огородничества, а также правообладатели земельных участков в этих же границах, предоставленных гражданам в аренду, бессрочное пользование, пожизненное владение.

Права членов уже действующих товариществ на членство и пользование общим имуществом сохраняются и после 1 января 2019 г. Это важно в отношении тех садоводов, что не приватизировали свои сотки и, соответственно, не являются собственниками земельных участков. В п.30 ст.54 закона говорится, что вступление в силу закона не может являться основанием для исключения граждан из числа членов этих некоммерческих организаций.

Главная проблема, над которой сейчас ломают головы все, от кассира товарищества до Министерства сельскохозяйственного развития, — это порядок внесения взносов. Закон требует внесения взносов на расчётный счёт товарищества, но порядок операции предлагает продумать самим садоводам и закрепить этот порядок в уставе. С одной стороны, внесение взносов на расчётный счёт товарищества ведёт к прозрачности финансовой документации, с другой — это увеличит расходы на банковское обслуживание, изготовление квитанций, организацию приёма платежей через РКЦ например. А ещё «прозрачность» счетов СНТ позволит фискальным органам контролировать контрагентов СНТ. В законе прямо не сказано, что каждый член товарищества обязан внести взнос непосредственно на расчётный счёт, официальных рекомендаций нет, поэтому правления местных товариществ вносят в уставы удобные для них варианты.

Другая проблема, которую предстоит решить садоводам, — проведение общего собрания членов товарищества. Для правомочности собрания участвовать в нём должны более половины членов товарищества. Проблема заключается в плохой посещаемости таких собраний и в отсутствии достаточно больших помещений. Сейчас эти вопросы решаются так: проводится собрание уполномоченных, каждый из которых представляет, например, целую улицу в садоводстве. После 1 января 2019 года понятие уполномоченных исключается из закона. Если член товарищества не может лично присутствовать на общем собрании, его может заменить представитель. Представлять интересы гражданина может другой гражданин по доверенности. При этом не ограничивается, интересы скольких человек можно представлять. То есть меняется не принцип представительства, а лишь оформление полномочий.

Необходимо сказать, что каждый член товарищества не просто имеет право участвовать в управлении организацией, а он обязан «участвовать в принятии решений, без которых товарищество не может продолжать свою уставную деятельность, если его участие необходимо для принятия таких решений». Как минимум голоса половины членов товарищества необходимы для его функционирования.

Заниматься садоводством можно по-прежнему и без членства в товариществе, но теперь закон обязал таких садоводов оплачивать пользование общим имуществом и прочие расходы наравне с членами товарищества. При этом садовод без членства получил право голоса на общем собрании по вопросам, имеющим к нему отношение — утверждение суммы оплаты, приобретение и создание общего имущества, передача имущества общего пользования в общую долевую собственность собственников земельных участков в садоводстве или государственную, муниципальную собственность.

Что касается поддержки садоводов, новый закон ничего не изменил. Государственные и муниципальные структуры по-прежнему вправе (то есть могут при желании, возможности и пр.) помогать товариществам каким-либо образом.

Например, хабаровское телевидение регулярно будоражит наших комсомольских садоводов сообщением, что в Хабаровском крае действуют субсидии и различные программы поддержки, но выделяемые средства не осваиваются в полной мере ввиду неосведомлённости и слабой подготовленности документов от самих садоводств. Программы действительно есть, и средства правительством края выделяются, но программы требуют софинансирования от администрации района или города, на чьей территории находится садоводство. Бюджеты Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района не предусматривают таких статей расходов. По крайней мере, пока. Вопрос прорабатывается обеими администрациями, и, возможно, в начале следующего года мы получим положительный ответ.

Наталья НЕУДАХИНА, председатель Комсомольского межрайонного союза садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан

Яндекс.Метрика