Это история о том, как герой лихих вечеринок семидесятых, человек артистичного склада и лёгкого (с виду) характера, франт и модник, любимец женщин и сам их большой поклонник, мой добрый дружище студенческих лет Александр МИХАЛЕВИЧ, принявший в своё сердце Бога, делится с нами целостным и органичным миром, полным нравственной чистоты, внутренней культуры, доброты и человечности.

«Лето Господне» — так называется выставка живописца хабаровчанина Михалевича в Музее изобразительных искусств Комсомольска.

«Лето Господне» для атеиста — как поэма на незнакомом языке: отрицающий божественную природу происходящего, человек интуитивно чувствует глубину и значимость изображённого, но не понимает, о чём оно.

На художественно-графическом факультете Хабаровского пединститута все учились на учителя рисования, и только Саша Михалевич — на художника. Потому что художник свободен. Ох, и дорого далась ему эта свобода! Были странствия, были севера, изматывающие оформительские проекты, встречи и расставания, заблуждения и прозрения. Были годы греховного бездействия, уныния и скорбей, пока не обратился Александр к вере, пока внезапно не пришло понимание жизни как служения, а живописи — как возможности говорить о самом главном теперь в его жизни — о Боге.

Смысл и красота православного обряда, канонический иконописный образ, неизменный из века в век; лучезарные ангелы, трубящие возрождение; таинство евхаристии; древние рыбаки и улов святого Петра в море Галилейском — глубоко воссоздана атмосфера религиозного ритуала, превращённая в лирическую поэму об основах духовного бытия.

В работах художника нет ни малейшей авангардной эпатажности. Его искусство фигуративно, но выше просто внешнего сходства с натурой, ведь изображены не настоящие люди, а мифические персонажи. Несколько отстранённые, условные, будто неумелой рукой и возвышенной мечтой сформированные образы, что это? Приоритет души над телом, вот что.

Вся экспозиция выставки — луг, покрытый живыми цветами. Снова и снова художник пишет христианский символ жизни цветы — остатки рая на земле. Алые шиповники и розы сопровождают события страстной недели, синева колокольчиков и васильков — портрет учителя и наставника художника Александра Лепетухина с сияющими голубыми глазами, буйный чертополох — композицию, посвящённую рано ушедшему другу художнику Сергею Петухову.

Нет, Михалевич не архаичен. При всём его стремлении погрузиться в омуты вечности, он остаётся остро современным, ироничным, он как бы воскрешает дела и легенды давно минувших времён, но с привнесением неожиданных нынешних реалий. Не те пять хлебов, не те пять ячменных лепёшек, коими накормил Христос весь народ, а современный… нарезной батон. Не тот Иуда Искариот, что предательским поцелуем запятнал себя навеки, а друган твой бывший в растянутом свитере, польстившийся на всё тот же подлый сребреников звон.

Здесь где-то и архангел Михаил, заточивший Люцифера в преисподней, и апостол Иоанн, уничтоживший границу между прошлым и будущим, и Добрый Пастырь, и Богоматерь — покровительница России. В каждой работе Мастера — прорыв к сущности вещей, к их первозданности. Художник верит, лелеет надежду на победу светлого начала, спасительной любви и красоты, наполняя этой любовью каждый мазок на своих полотнах.

В мерцании золотистых и перламутровых фонов, просвечивающих сквозь сдержанную по цвету, будто восковую, живопись, нам, зрителям, предоставляется возможность совершить прогулку во времени, где нас никогда не было, в библейские времена, тягучие, как мёд, предстающие в этих полотнах будто сквозь белёсую молочную дымку. Земля обетованная, обещанная Богом для поселения избранного народа иудейского, отличалась обилием молока, пшеницы, финиковых рощ, мёда, виноградников, смоковниц, гранатовых деревьев и оливкового масла. Все эти символы благословенного края есть на картинах Саши, включая удода.

Придите на выставку с детьми, закажите экскурсию, и вы узнаете, причём здесь удод, этюдник Джона Леннона и бюст Памелы Андерсон.

С благодарностью Дальневосточному художественному музею за возможность организации выставки в городе Комсомольске-на-Амуре.

Татьяна ЧАНОВА

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial