Как зрители с критиками боролись

Драматический театр Комсомольска-на-Амуре с огромным успехом выступил на фестивале «Сахалинская рампа».

Далеко от Москвы

В июне в Южно-Сахалинске, за семь тысяч километров от Москвы, прошёл IV фестиваль «Сахалинская рампа». Впервые за восемь лет своего существования он стал международным. Восемнадцать фестивальных дней, двадцать пять спектаклей, пятнадцать театров из пяти стран мира. В программе — постановки России, Казахстана, Сербии, Финляндии, Китая. Фестиваль проводится в рамках национального проекта «Культура».

Комсомольский-на-Амуре театр драмы вывез на Сахалин спектакль по пьесе Людмилы Улицкой «Мой внук Вениамин». Режиссёр спектакля и художественный руководитель театра заслуженная артистка России Ирина Барская любезно поведала в подробностях, как всё было. Публикуем выдержки из этого рассказа.

Сначала сработало имя

Население Южно-Сахалинска даже меньше, чем в Комсомольске, но фестивальные залы были заполнены до отказа, причём на «Вениамина» билеты раскупили быстрее всех. Видимо, читает народ, знает толк в литературе, и имя Улицкой, прекрасной российской писательницы и драматурга, лауреата многочисленных литературных премий, в том числе «Русского Букера», «Большой книги» и французской премии Медичи, хорошо известно островитянам. Тексты Улицкой всегда в лучших традициях русской литературы: увлекательный сюжет, плюс уважительное отношение к слову, плюс классическое понимание норм человеческой морали. И пусть мудрость и познание этого мира человеку недоступно в полной мере, но всё же мы стремимся понимать себя и мир, который нас окружает. Обращая свое внимание на отношение и связи, мы способны разгадать призрачную тень истины… Об этом и спектакль «Мой внук Вениамин».

Зрители против критиков

Фестиваль предполагает не только просмотр постановок, но и встречи со зрителями, со столичными критиками, живое, горячее обсуждение. Так вот, на встрече после «Вениамина» возник самый настоящий конфликт. Московский критик попытался обвинить наш спектакль в традиционализме. Устарел, мол, такой театр. И даже словечко модное ввернул: «анахронизм». Что тут началось, какой шум поднялся! Ни режиссёру, ни актёрам даже не пришлось приводить свои аргументы, на их защиту грудью бросились зрители! «Мы устали от разгадывания таинственных метафор авангардного театра, мы хотим на сцене простых и понятных человеческих чувств», «современная режиссура слишком увлеклась формальными поисками новых приёмов, часто за ними теряется смысл», «авангард — это как питаться одними пирожными, а порой так хочется простого чёрного хлеба с солью» — такие мнения звучали из зрительного зала. «Театр должен будоражить, брать зрителя в полон. Зрителя нужно встревожить, довести до смеха и до слёз, чтобы вытащить из быта. И не важно, какими приёмами — авангардными или классическими». На том и сошлись.

Актуальность? Всегда

За искусством театра замечена бесконечная страсть преодолеть барьеры времени. Спектакль «Мой внук Вениамин» совершенно осознанно и намеренно создан в стилистике ретро. Две женщины, выжившие в исторической мясорубке века, рассказывают о времени, которое они вынесли на себе, противопоставив свою цельность и осмысленность окружающему абсурду. В проникновенном исполнении засл. артистки России Евгении Ярцевой и Валентины Кушнаревой история просто обречена на успех. Нам, людям двадцать первого века, таким продуманным, таким осведомлённым, таким далёким от библейских прекраснодуший, эти две великолепные актрисы вдруг открывают глаза на единство начал, из которых состоит мироздание. На бескорыстие и самоотречение. А это всегда будет актуально и найдёт отклик в сердцах зрителя.

Блистательная молодёжь

Особенный успех выпал на долю совсем ещё юных артистов. Анатолий Казанин и Евгения Коваленко достойно выдержали ответственное испытание. Балбес Витя с его глупым бытовым антисемитизмом и очаровательная, кроткая Соня — оба этих крайне трогательных персонажа в их исполнении надолго останутся в памяти благодарных зрителей. В ходе действия со специфической ритмикой еврейской скрипки частная история одной семьи становится историей общечеловеческой, глобальной, всемирной. В спектакле найден тот баланс, тот симбиоз метафоры и натурализма, который и вызвал горячую поддержку искушённого сахалинского зрителя.

Надо, надо выезжать!

Наконец-то сбываются наши мечты о гастролях, которые мы лелеяли почти десять лет, пока длился наш безумный ремонт, говорят артисты комсомольского драмтеатра.

— Мы начинаем со своими спектаклями выезжать, — констатирует Ирина Барская. — В сентябре повезём «Королеву красоты» на первый фестиваль театров Дальнего Востока. С предложением провести такое мероприятие в Хабаровске выступил руководитель Театра наций Евгений Миронов. Поездки, обмен опытом очень важны для развития, это культурный диалог, который необходим нам как воздух.

Запланированы в будущем сезоне и обменные гастроли с Нижним Тагилом, и показы в Комсомольске спектаклей «Золотой маски», и много ещё чего. Так что будьте с театром, будет интересно.

Татьяна ЧАНОВА

Яндекс.Метрика