Нужен ли Хабаровскому краю социальный бизнес?

Более двух тысяч деловых людей со всей страны собрал прошедший с 10 по 12 октября в Хабаровске IV Дальневосточный форум предпринимателей. Впервые серьёзное внимание на площадке такого уровня было уделено социальному предпринимательству, т.е. тем людям и компаниям, которые делают бизнес, оказывая обществу различные социальные услуги (образование, социальный уход, психологическая и педагогическая помощь и т.п.).

Последнее время в России стало уделяться повышенное внимание развитию такого вида деятельности, поскольку, с одной стороны, оно ведёт к росту конкуренции в сфере социальных услуг и как следствие — к повышению качества их оказания, с другой стороны — позволяет социальным предпринимателям войти в те ниши, куда само государство ещё по разным причинам не зашло. Это, опять же, идёт на пользу обществу, в особенности нуждающимся в специфических видах помощи людям. О том, какие сегодня существуют возможности и условия для развития предпринимательства в отраслях социальной сферы, обсуждали 10 октября на первой ключевой сессии. А их на самом деле не мало. Одна только возможность участвовать в реализации национальных проектов, таких как «Образование» или «Демография», открывает широкое поле для развития деятельности социальных бизнесменов и некоммерческих организаций (НКО). Причём, как на днях заявила Валентина Матвиенко, нацпроекты реализуются плохо, деньги, заложенные в бюджете на эти цели, остаются невостребованными в больших размерах. Это ещё один ресурс, который социальные предприниматели должны брать на вооружение.

Но, как оказалось, их участие в реализации национальных проектов сопряжено с рядом проблем. По словам директора Дальневосточного научного центра местного самоуправления Нины Полички, сегодня требуется диалог между федеральным центром, формирующим национальные проекты, и региональными властями, которые эти проекты реализуют. Последние понимают, что на предлагаемых сверху условиях социальные предприниматели вряд ли захотят работать. В качестве примера был приведён нацпроект «Образование».

– Те изменения, которые сегодня предлагаются федеральными структурами для поддержки и развития негосударственного сектора в образовании, не имеют смысла, поскольку никто не захочет действовать на условиях, когда будет принудительно устанавливаться тариф на оказание услуг на уровне с муниципальными образовательными учреждениями, – заявила Нина Поличка.

Участники заседания обсудили, какие ещё препятствия существуют сегодня для развития социального предпринимательства. Это в первую очередь несовершенство законодательной базы. Несмотря на то что подвижки в этом направлении есть, недавно был принят Федеральный закон, который ввёл в оборот понятия «социальное предпринимательство», «социальное предприятие», дал чёткие критерии отнесения к этим терминам, а также был разработан ряд других нормативных актов, этого явно недостаточно. Во многих регионах нет отлаженной инфраструктуры поддержки социальных предпринимателей. Причём, как отметила Ольга Курилова, руководитель представительства АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в Дальневосточном федеральном округе, зачастую ей приходится сталкиваться с нежеланием местных властей заниматься развитием социальной сферы, несмотря на то что им готовы предоставить все необходимые документы.

– При этом есть регионы, как, например, Ханты-Мансийский автономный округ, где, наоборот, самостоятельно разрабатывают необходимые нормативные документы, если таковые отсутствуют на федеральном уровне, – заявила Ольга Курилова. – Самое главное в регионах – это желание местных властей заниматься поддержкой тех, кто, по большому счёту, берёт на себя функции государства (занимается образованием детей, уходом за инвалидами и престарелыми, социализацией людей с зависимостью и попавшими в сложную жизненную ситуацию и т.п.).

То, насколько власти Хабаровского края готовы заниматься поддержкой социальных предпринимателей, красноречиво показала сессия «Развитие негосударственного сектора в социальном обслуживании граждан: задачи для власти и бизнеса», куда пришла всего одна чиновница краевого правительства, и то не самого высокого статуса. Тем не менее присутствующие руководители некоммерческих организаций пообещали донести до профильных министерств ценную информацию, прозвучавшую на встрече. А ценность её заключалась в том, что опытом привлечения негосударственного сектора к оказанию услуг в социальной сфере поделился Михаил Саулин, заместитель руководителя Центра инноваций социальной сферы (ЦИСС) Ханты-Мансийского автономного округа (Югры). Именно этот регион является лидером (а по некоторым вопросам – пионером) по развитию социального предпринимательства в России.

По словам Михаила Саулина, в Югре создана вся необходимая правовая и нормативная база по оказанию социальных услуг населению, разработаны механизмы поддержки негосударственных организаций, включающие налоговые, имущественные и финансовые льготы, сформирована инфраструктура поддержки таких организаций. Казалось бы, все эти меры поддержки должны стать дополнительным бременем для бюджета региона, однако эффект получился противоположный: оптимизация штатной численности учреждений социального обслуживания дала экономию 958 млн руб. за 3 года, сократились на 11% расходы на содержание государственных учреждений вследствие передачи их в аренду негосударственным учреждениям. И что самое интересное – в результате передачи социальных услуг в негосударственные организации расходы бюджета снизились на 11% по сравнению с тем, если бы они по-прежнему оказывались госучреждениями. А ведь у многих существует стереотип, что если услуги оказывает частная компания, то это априори дороже, чем та же услуга в государственной структуре. Именно развитие конкуренции, появляющееся с приходом новых игроков в социальную сферу, ведёт к снижению цены на оказываемые услуги. Сегодня в Югре уже 68 % всех социальных услуг оказываются социальными предпринимателями негосударственного сектора.

В чём секрет столь успешного развития, не преминули поинтересоваться участники встречи. Оказалось, что, во-первых,  это политическая воля губернатора; во-вторых, сильный руководитель Общественной палаты, с мнением которого считаются в профильных министерствах; в-третьих, разработанная нормативная база, которая удобна поставщикам социальных услуг.

– Когда не выполняются какие-либо решения – устраиваются «публичные порки» провинившихся руководителей, – сказал Михаил Саулин. – Когда фонд поддержки предпринимателей совместно с ЦИСС проводит семинары для начинающих социальных предпринимателей, приходят все органы власти (даже если это выходной день) и рассказывают, в какую сферу те могут зайти и на каких условиях. Просто потому, что все понимают важность развития этой сферы.

К сожалению, в Хабаровском крае пока всё по-другому. И это значит, что здесь сокрыт большой потенциал для развития социального предпринимательства. Кое-что в этом направлении всё-таки делается. Так одна из площадок форума была посвящена презентации торговой марки социальных предпринимателей Хабаровского края. Она призвана объединить все организации, в первую очередь некоммерческие, которые занимаются производством какой-либо продукции или оказанием услуг. Как, например, «Мастерская добрых дел», где дети с аутизмом рисуют необычные рисунки, а затем сами переносят их на кружки, футболки. Или студия слепого массажа «Касается», которые выполняют незрячие люди. Кроме того, впервые был проведён региональный этап Всероссийского конкурса «Лучший социальный проект года», одну из наград в котором получила «Планета Тайга» — компания, известная в крае своими социальными проектами в области краеведения, туризма и экологии. По окончании форума для участников был проведён двухдневный тренинг-семинар по формированию предпринимательских навыков.

 

 

Яндекс.Метрика