Россия – страна контрастов. С одной стороны, государство согласно Конституции светское, с другой – священники освящают космические ракеты, в Уголовном Кодексе есть реально работающая статья «За оскорбление чувств верующих», ни одно официальное мероприятие не обходится без представителей РПЦ, а высшему духовенству вручаются научные регалии.
Такие же противоречия можно наблюдать и в среде обычных людей. Вот скажите, что тянет людей к проруби в самые морозы, которые принято считать крещенскими? Если религиозные мотивы, тогда почему лишь половина «православных» посещает церковные службы или просто хоть раз в своей жизни открывали библию? А если забота о здоровье и стремление к закаливанию, тогда почему это происходит лишь раз в году, да и то по большей части только в момент освящения воды священнослужителями? Да и знают ли наши «верующие» подоплеку этого обряда и его историю?
Терзаясь такими вопросами и противоречиями, 19 января я снова отправился на Амур к проруби, чтобы в который раз попытаться получить ответы на свои вопросы. Как и в прошлом году купель была организована на пляже у памятника первостроителям.
Открыли купальный день, кстати, вовсе не священники, а представители детского каратистского сообщества. Под присмотром тренера дети в добровольно-принудительном порядке окунались в ледяную воду и тут же бежали в тёплую палатку.
К 13 часам, когда на амурском льду собралось максимальное число любителей зрелища под названием «крещенские купания», здесь появился епископ Амурский и Чегдомынский Николай со своей свитой. Совершив обряд освящения воды, Николай испробовал остроумный лайфхак – чтобы снизить риск падения в прорубь, погрузил в воду крест на верёвке. После этого было объявлено, что вот теперь-то вода получила совершенно чудесные свойства, которые «способны преобразить человеческую душу».
Что за свойства такие, совершенно непонятно, но это и стало формальным стартом большому купанию. Ну как большому. Конечно, не все собравшиеся кинулись раздеваться, чтобы приобщиться к таинству крещения Иисуса. В основном большинство просто наблюдали, наполняли амурской водой бутылки или даже и умывались чудодейственной водой.
Но самые решительные, раздевшись, смело вошли в воду, а кто-то даже, перекрестившись, окунулся в неё с головой. Тут же выходящим из ледяной воды протягивали полотенца, халаты, тапочки и валенки. После чего искупавшиеся мужчины и женщины, исходя паром (от чего холод ещё сильнее начинал ощущаться) торопились к тёплым палаткам.
— Я уже во второй раз окунаюсь в прорубь, — говорит Павел, только что вышедший из проруби на воздух. — В первый раз было, главным образом, преодоление себя, а сейчас получил реальное удовольствие. Вышел из воды, тело горит, хотел даже походить вокруг, постоять на воздухе, чтобы остынуть. Вообще, я бы не сказал, что считаю себя сильно верующим. Скорее, сильно сочувствующий. Но я, все-таки, с русскими корнями, потому и пришел сюда, искупаться в проруби. Думаю, хуже не будет.
Вот оно что, Михалыч! Всё дело в национальной самоидентификации. То есть в ледяную воду способен сигануть только истинный русский. А что русскому хорошо, то немцу (англичанину, татарину, монголу, пуэрториканцу, якуту, французу) просто смерть. Но если представитель другой национальности вдруг осознает себя настоящим русским, разденется, перекрестится и шагнёт в обжигающе холодную воду, значит и с ним не только ничего не случится, но он ещё и выйдет на «брег песчаный и пустой» истинным православным. Вот, что крест животворящий делает, вот, в чём чудесные свойства освящённой воды заключаются!
Не поймите превратно мою иронию. В прорубь, так в прорубь. Главное, что дружно, стройными рядами и на трезвую голову. Так что у полицейских, дежуривших у иордани, работы не было.
Зато было много работы у сил МЧС. Вот уже который год сотрудники этой службы делают всё, чтобы никто не пострадал и не испытал дискомфорта. Подготовив прорубь, спасатели на протяжении двух дней дежурят у неё, очищают воду от шуги, помогают людям входить в воду и выходить из неё. А ещё, благодаря МЧС, у купающихся есть тёплое место для раздевания и даже полевая кухня, где после ледяной купели можно попить горячего чая. Впрочем, одним чаем дело не ограничивается. Я говорю о сопутствующих ему конфетах и печенье. А вы о чём подумали?
Одним словом, огромное спасибо тем, кто нас бережёт в то время, когда мы подвергаем испытанию своё физическое, духовное и психологическое здоровье. Засим спешу откланяться, а читателям предлагаю на нашем сайте посмотреть фото- и видеоотчёт о том, как комсомольчане провели у проруби свои выходные.