В полной тишине проходила музыкальная программа Аргишти Арутюняна 4 марта во Дворце Авиастроителей. И не потому, что зал был пустой или зрителям не нравилась игра. Просьба не аплодировать исходила от самого маэстро.
Концерт армянского музыканта шёл ровно в тот самый момент, когда в драматическом театре выступал Филипп Киркоров, и, в отличие от мегазвезды российской эстрады и короля бурлеска, ждущего громких аплодисментов и максимального внимания к своей персоне, Аргишти считает, что его инструмент требует полного молчания в зале. Что же это за инструмент, спросите вы? Это армянский дудук – флейта, вырезанная из древесины абрикосового дерева.
Уже первые звуки дудука дают понять – если чему-то и позволено прервать эту мелодию, то только тишине. Конечно, это инструмент универсальный, сыграть на нём можно любую музыкальную композицию, что и продемонстрировал музыкант, исполнив «Аве Мария» Джулио Каччини, но только национальные армянские мелодии звучат на этой флейте по-настоящему органично. Кажется, именно ради них и создан дудук, а сама музыка написана исключительно для него, и никакого другого инструмента.
Как же описать то, что мы услышали на сцене? Когда слушаешь эти печальные мелодии, перед глазами встают горы, чьи заснеженные вершины прячутся в рваных шапках облаков, залитые солнцем зелёные долины с пасущимися на них стадами, армянские деревушки с каменными башенками. И покой, созерцательность, статичность, никаких резких движений, способных нарушить состояние души. Но лучше всего, конечно, описал музыку дудука сам Аргишти:
— Звук дудука у меня ассоциируется с перемещающейся массой мёда. Можете себе представить, как течёт эта густая жидкость.
И некоторую остроту в этот поток мёда добавляет гитара Артура Бочкивского. Его аккорды напоминали ледяные иглы, впивающиеся в руку, опущенную в воду, которая находится на грани замерзания.
По образованию Аргишти пианист и джазовый барабанщик. Но однажды понял, что дудук имеет совершенно особый ассоциативный ряд, не сравнимый ни с чем другим.
— У фортепиано не очень большая история, она начинается, скажем, с Моцарта, — продолжает Аргишти. — У других классических инструментов тоже маленький фундамент. Когда я взял в руки дудук, инструмент с 3000-летней историей, понял, что это пропуск в прошлое. Я вырос в Петербурге, и мне не хватает востока, записанного в моей генетике. Через эту музыку я пытаюсь вспомнить своих предков.
Маэстро говорит, что минорный оттенок для дудука обусловлен характерной эмоциональной зоной. Если саксофон ассоциируется с сексом, эротикой, то балалайка, если и бывает с грустинкой, то в любом случае на похоронах на ней никогда не играют. А вот в дудуке принципиально нет и не может быть веселья. В нём прежде всего присутствуют саморефлексия и печаль, вернее её философская сторона.
— Мир суров, и с позиции космоса смерть, страдание – всё это просто часть повседневности, — говорит музыкант. — Дудук рассказывает о том, что мир прекрасен в своём многообразии, и все наши мелкие неприятности – лишь часть жизни, космическая реальность. Этот инструмент просто поднимает человеческий дух над мелочным, заставляет подумать о чём-то более важном. Он позволяет войти в дверь обыденности через размышления о смерти. На дудуке играют на похоронах, чтобы объяснить людям, что смерть человека – это лишь шаг к появлению новой жизни.
Раз уж зашёл разговор о древности, я специально задал вопрос о возрасте того дудука, на котором играет Аргишти. На это музыкант показал на нём цифру «4505». Я мысленно напрягся – тут попахивало сенсацией. Шутка ли, у нас перед глазами инструмент, которому 4,5 тысячи лет. Самый древний на Земле! Но всё оказалось намного проще.
— Это цифра соответствует древнему армянскому солнечному календарю, который ведёт своё отсчёт от освобождения армян из Вавилона, — начал развеивать интригу Аргишти. – Это происходило 4511 лет назад. Сейчас 4511 год. Дудук сделан в 4505-ом, то есть в 2013 году, но было неудобно писать это на инструменте, вот мы и указали происхождение по древнему календарю.
Обычно же дудук, будучи сделанным из дерева, служит 30 лет. Первые 15 лет он раскрывается, а после этого постепенно деградирует. Но играть на нём можно сколько угодно. А самый старый дудук был сделан в 17 веке, и сегодня содержится в Ереване.
Но было бы недостаточно рассказать лишь о музыкальной стороне программы, поскольку она сопровождалась ещё и визуальным рядом. Под печальную музыку Аргишти на экране появлялись картины, нарисованные Ольгой Кауровой. Правда, полотна эти появлялись не на холсте или бумаге, а на воде, поскольку Ольга создавала свои произведения искусства в технике эбру.
Это очень древнее изобразительное искусство. Ещё 2000 лет назад художники поняли, что достаточно добавить в воду экстракт гевеи (каучуконосного дерева), как жидкость становится вязкой и не позволяет краскам смешиваться, заставляя их оставаться на поверхности и создавать неповторимый рисунок. Как раз этим и занималась Ольга, а с помощью видеокамеры всё происходящее в специальной ванночке передавалось на экран. Задача художника – почувствовать музыкальное настроение и переложить свои чувства в тональные и цветовые переходы прямо на глазах у зрителей. И получалось это у художницы просто завораживающе.
— Одна моя ученица сообщила мне о том, что является поклонницей Аргишти, и сказала, что искусство эбру будет хорошо смотреться с дудуом, — рассказывает Ольга. – Я написала менеджеру музыканта, мы встретились, и решили, что будем совместно работать. Программа родилась буквально за какой-то час.
— Столько тысяч лет это ждало, чтобы совместиться, что в конце концов это стало единым шоу, — добавляет Аргишти.
Искусство эбру ведёт свою историю из Турции и Ирана. По своей исторической древности оно соперничает с не менее древним инструментом дудуком, поэтому музыка и картинка на экране органично переплетались друг с другом, образуя единое шоу. Ольга считает, что чем дольше занимаешься эбру, тем сложнее оно становится. И чтобы справиться с этой сложностью, важно почувствовать, что вода сама создаёт картины, а художник направляет этот процесс в нужное русло, реализуя идеи. При этом ни одна картина не повторяется, все произведения искусства в этой технике абсолютно оригинальны.
Закончился концерт полным успехом. Как только прозвучала последняя мелодия, зрители не стали себя сдерживать и устроили настоящую овацию. Но теперь уже маэстро не стал сдерживать аплодисменты и только немного смущённо улыбался этому триумфу. Правда, он посетовал, что в запасе не осталось дисков для зрителей, однако пообещал, что через год вновь заглянет в Комсомольск, и уж тогда комсомольчане смогут унести его музыку не только в своём сердце, но и на вполне материальном носителе.
Говорят, музыку нельзя оценивать физическими или финансовыми мерками, но я всё же попробую. Тот, кто в этот вечер выбрал концерт Киркорова, надеюсь, не прогадал, и смог хотя бы отдохнуть на свои кровные 3-8 тысяч рублей (в зависимости от места в зале). Любители национальной музыки выиграли не только в материальном плане, поскольку цена билета на концерт Аргишти была на порядок ниже, но и смогли прикоснуться к высоким материям, чем-то космическому. И я уверен, что если Аргишти выполнит своё обещание и вновь попадёт в наш город, все, кто побывал на его концерте в этот раз, придут и через год. Но уже вместе со своими друзьями и родными.