Как ещё достойно отметить Международный день театра, если не премьерой, подумали в театре драмы и поставили на 27 марта новую работу молодого режиссёра Дмитрия Стертюкова «Бесы» по произведениям Гоголя. Так и вижу, как актёры Дмитрий Иванов, Иван Бекбаев, Артём Кантерук, Ирина Тузеева, Егор Расторгуев, Евгений Бадулин с восторгом соглашаются принять участие в авантюре и встретить профессиональный праздник непосредственно на сцене.
Представьте: начинается спектакль. Мелькание световых лучей, громкая волнующая музыка… И в свете софитов! Вдруг! Распахиваются широкие двери — и появляется… Гоголь. Натурально. Сам Николай Васильевич собственною персоною.
Эффект делает честь режиссеру-постановщику. Но фантасмагорические чудеса продолжаются. Как водится, у майора Ковалёва пропадает нос, который ведёт себя независимо, самодостаточно и нипочём не желает знать своего законного владельца. Ковалёв в отчаянии, он предпринимает разнообразные попытки воссоединиться с собственным носом, но не тут-то было! Тот постоянно ускользает, более того, его мундир дороже, его ранг выше, его чин значительнее.
О сколько томов исписано про многозначность гоголевского носа! Что, чёрт возьми, он хотел этим сказать?
— Много ли вы встречали людей «без носа»? Какой смысл вы видите в этой гоголевской метафоре? — спрашиваю я у режиссёра после того, как стих оглушительный гром финальных аплодисментов.
— Попадались. Это люди без целей, без амбиций, без стремления к самосовершенствованию. Что такое этот майор Ковалёв? Никчемная личность, впустую прожигающая жизнь. Дамский угодник, светский шаркун, мечтающий о богатой невесте. Фат, позёр, посредственность, остановившаяся в развитии и помешанная на чинопочитании. Потому и без носа.
— Как, вообще, пришла мысль ставить именно эту повесть Гоголя? Ведь это не пьеса, а образы здесь настолько фантасмагоричны, что даже трудно представить их на сцене.
— Гоголь был первым, кто вывел алогизм на уровень литературного приёма, он первооткрыватель нового жанра — театра абсурда. Эта повесть — мистическая загадка, а с такими интереснее всего экспериментировать. Некая условность, что присутствует в его текстах, очень театральна по своей сути.
— Откуда это название спектакля — «Бесы»?
— Гоголь — мистический автор, вся жизнь его прошла в борьбе с внутренними бесами. Заигрывание с потусторонними тёмными силами, со своими собственными искушениями и сомнениями лежит в основе многих его произведений. После того как Николай Васильевич сжёг второй том «Мёртвых душ», в ответ на вопрос, зачем он это сделал, известно, что он ответил: «Бес попутал».
Во втором акте спектакля представлена весьма своеобразная трактовка гоголевских «Записок сумасшедшего». И тут необходимо отметить яркую, самоотверженную игру Дмитрия Иванова. Актёр буквально упивается гротеском, возможностью представить свою версию прогрессирующего безумия, проявляя при этом всю глубину мастерства перевоплощения. Актёрский театр торжествует. Неудивительно поэтому, что с фрагментом этой роли весной прошлого года Дмитрий Иванов получил гран-при регионального актёрского конкурса «Новые грани» в Хабаровске.
Именно Дима Иванов год назад пришёл ко мне с идеей заняться Гоголем. Что мы вместе с ним и сделали, и чему я теперь чрезвычайно рад, — продолжает рассказ режиссёр спектакля Дмитрий Стертюков. — Исследование гоголевских текстов, представляющих собой едкую сатиру на чиновничью Россию, совершенно естественно приводит к мысли об их крайней актуальности, о созвучности реалиям сегодняшнего дня.
Хроника безумия этого жалкого, доведённого до полного изнеможения собственными комплексами «маленького человека» заставляет зрителя активно сопереживать герою, осознанно пройти путь от жалости и презрения к состраданию. Смеяться над нелепостью ситуаций и одновременно горестно сокрушаться о его трагической судьбе. Где-то там, за пределами департамента (вашего офиса), кипит красивая, яркая жизнь, а вы сидите в приёмной начальника и очиняете перья (обслуживаете компьютерную и офисную технику).
Не упустите возможности взглянуть на себя в метафорическое зеркало гоголевского театра.
Татьяна ЧАНОВА