Опасность ликвидирована

Совершенно жуткое сообщение потрясло 8 апреля Комсомольск-на-Амуре: в одном из районов города обнаружены биологические отходы – шкуры коров и свиней, а также другие части тел. И хотя многие средства массовой информации уже сообщили о том, что останки убраны и утилизированы, среди населения до сих пор ходят различные слухи относительно того, не заражена ли местность какой-нибудь заразой.

Мы обратились к специалистам, чтобы они прокомментировали происшествие. На наши вопросы согласился ответить начальник противоэпизоотического отдела Комсомольской городской станции по борьбе с болезнями животных Алексей ЩЕГЛЮК.

— Алексей Владимирович, как вы узнали о происшествии и что предприняли в первую очередь?

— Информацию мы почерпнули в социальных сетях. Первым делом сами съездили на место, отобрали пробы. В подобных случаях мы подозреваем всегда самое страшное, поэтому взяли пробы на самое опасное заболевание – сибирскую язву. Только 12 апреля стало ясно, кто будет убирать останки, в результате за это дело взялись специалисты Спецавтохозяйства совместно с МЧС. Шкуры были разбросаны по льду озера, погода наступила тёплая, поэтому эмчеэсники экипировались соответственно – в специальных костюмах, с лодкой. Подцепляли шкуры, собирали и уничтожали.

— В какой местности были найдены останки?

— На шестом участке за пивзаводом на одном из озёр, коих в том районе много. Обнаружили это местные жители. А поскольку мы это дело мониторим, то быстро узнали о такой находке.

— О каком количестве животных  идёт речь?

— Судя по числу обнаруженных шкур, число животных могло достигать 70. А фрагментов других частей, типа ушей или копыт, было и того больше.

— Это был единовременный забой или останки постепенно накапливались?

— Я побеседовал с местным жителем, и узнал от него, что в это место шкуры свозили с ноября прошлого года. Но кто конкретно возил, он не смог сказать. Говорит, возили ночью, а он каждый день по этой дороге  ездил на мотоцикле. Люди особенно не заморачивались – просто сбрасывали на лёд.

— Откуда взялись эти животные?

— Вместе с полицейскими мы нашли ушные бирки, и по ним можно сказать, что у нас такие не используются. Ни в Комсомольске, ни в Солнечном районе.

— Сегодня есть ли какая-то опасность для тех, кто живёт на Шестом участке?

— Мы сделали всё, чтобы минимизировать опасность – шкуры убрали, местность обработали с помощью дезинфицирующего состава «Лайна». Это средство надёжно уничтожает различные возбудители болезней и практически безвредно для людей и животных. Мы даже машины, перевозящие продукты, этим составом опрыскиваем.

— А взятые пробы не показали наличия возбудителей болезней?

— Сибирской язвы там точно нет. К тому же, по моему личному мнению, этот скот не просто умер, его убили и съели. Если бы он был заражён, мы бы обнаружили не шкуры, а тела животных. Скорее всего, останки выбросили какие-то товарищи, которые снабжают предприятия общепита мясом. Но при этом они не заморачиваются оформлением сопроводительных документов. У нас есть сертифицированные бойни, куда поступают животные, обследованные ветеринарами. После забоя мясо тоже обследуется и клеймится соответствующим образом, а затем поступает в торговую сеть. Ну, а эти люди решили избежать подобных сложностей.

— Есть ли сейчас в России какие-то вспышки эпидемий животных?

— В Амурской области наблюдается бруцеллёз. Не так давно на одном из свинокомплексов Хабаровского края был ящур, в результате чего забито и сожжено 1700 свиней. В Приморье 70 тысяч животных были уничтожены в ходе эпидемии ящура. Но всё закончилос, и даже карантин сняли. Зато сейчас ящур свирепствует в Забайкалье.

Ящур – заболевание достаточно опасное даже для человека, оно хорошо переносится ветром, а также на одежде и на колёсах автомобилей. В советские времена ящур лечили, но оказалось, что даже выздоровевшее животное ещё долго продолжает заражать других. Поэтому сегодня лучший способ прекратить эпидемию – забить животное и сжечь.

По сибирской язве у нас сейчас всё благополучно. Последние вспышки наблюдались в 60-х годах прошлого века. Но мест захоронений в архивах я не нашёл.

Тем не менее сибирская язва по-прежнему опасна, поскольку её возбудитель очень стойкий. Его находили даже в трупах мамонтов. И если такому вирусу создать хорошие условия, он вновь способен будет наделать бед.

— Какие болезни животных для вас сегодня являются головной болью?

— Наиболее часто сейчас у крупного рогатого скота встречается лейкоз. Это вирусное заболевание. Его действие на человека не доказано, однако больное животное даёт молоко, содержащее канцерогенные вещества, ведущие к развитию злокачественных опухолей. Законодательно мы не можем заставить хозяина больного животного забить его. Можем только предписать это сделать. Кто понимает, тот убивает. В результате по городу в основном лейкоз побеждён, но в некоторых районах всё ещё есть заражённые животные.

До восьмидесятых на лейкоз животных не исследовали, однако после того, как болезнь взялись серьёзно изучать, оказалось, что есть связь между ним и развитием раковых заболеваний, особенно среди детей. Когда проверили скот, выяснилось, что процент заражения в районе 90%. Самое опасное в том, что лейкоз не проявляется у молодняка, а обнаруживается у коровы в самом продуктивном возрасте. А ещё он передаётся телятам через околоплодные воды.

Многие говорят: да мы всю жизнь пьём лейкозное молоко, и всё в порядке. Но это до поры, до времени. Стоит ослабиться иммунитету, и рак себя проявит. Кроме того, возможно он просто ещё не диагностирован, а на самом деле уже присутствует.

 

Яндекс.Метрика