Она такая милая, маленькая и хрупкая. Но в живописных её работах, иногда превышающих в длину тридцать метров при ширине в два с половиной, чувствуется необыкновенная мощь, напор и решимость противостоять вселенскому злу. Да разве дело в размере произведения? В миниатюрных набросках — все та же сила дарования, точность руки и неудержимая энергия цветового пятна.
Японская художница Вакана Ямаучи — дорогой и всегда желанный гость галереи современного искусствa «Метаморфоза» в Комсомольске-на-Амуре. Приезжает она в Россию каждые два года с новыми творческими проектами, планами и выставками и всегда подчеркивает, что считает своим долгом продолжать традицию большого нашего друга — японского художника Миямото Цутому, ушедшего из жизни в феврале этого года.
Миямото Цутому не успел принять участия ни в одном бою Второй мировой, но провёл в плену пять лет здесь, в Комсомольске. Надежда помогла ему выжить на разных этапах пересылки в лагере, давала силы перенести и морозы, и голод. После освобождения в 1949-м он всю жизнь был учителем и всю жизнь рисовал. Время лечит, притупляет болезненные воспоминания, но не стирает их. С годами Миямото приобрёл солидный вес в художественной среде, многие свои работы он посвящал товарищам по плену, которые не смогли вернуться на родину, найдя последний приют в чужой земле. Персональные выставки Миямото Цутому проходили в Токио и Иокогаме, а с 1996 года он регулярно приезжал сюда, в наш город, подарив солидную часть своих графических и живописных работ коллекциям галереи «Метаморфоза» и Музея изобразительных искусства Комсомольска-на-Амуре.
Благодаря содействию Миямото художники Комсомольска неоднократно представляли своё творчество в Японии. А он, в свою очередь, привозил с собой молодых живописцев и графиков, которые представляли интересные направления в современном искусстве. Среди них была и талантливая девушка — художник Вакана, которая теперь уже одна продолжает строительство этого небольшого, но такого красивого мостика дружбы.
Конечно, Вакана Ямаучи в восторге от нашей дальневосточной природы. Она рисовала амурские дали, взбиралась на верхнюю точку Холдоми, делала зарисовки в тайге и в саду, но больше всего её интересуют и вдохновляют люди. Её многочисленные портретные зарисовки, какими бы быстрыми они ни были, всегда очень точно передают характер изображённого человека.
Две девочки — русская и японская — стоят по колено в воде, на берегу ОДНОГО океана. Планета такая маленькая, Чернобыль и Фукусима — общая боль и беда. Про трагедию Фукусимы, когда в 2011 году в результате сильнейшего землетрясения взорвались три атомных реактора, в Японии не любят вспоминать и говорить. Собственно, как и у нас про Чернобыль. Отважная Вакана, эта миниатюрная худенькая женщина, после работы волонтёром в районе бедствия не может молчать. Её огромные полотна наполнены болью потерь и страстной мольбой о том, чтобы подобное не повторялось ни в каком конце света.
…Она такая милая, маленькая и хрупкая. Очень мало ест, по утрам делает зарядку, а с собой на родину знаете что повезла? Песок с амурского берега, камушки с Сикачи-Аляна и… рулон грубой мешковины для очередной картины. Такой ткани в Японии не делают.
Незабываемо время, проведённое рядом с этим прекрасным человеком. Вакана успела дать мастер-класс графики для наших детей, учащихся художественной школы, по теме «Дом и город», приняла участие в мероприятии музея, спонтанно создав картину по мотивам Сальвадора Дали, а во время прощального вечера в «Метаморфозе» пригласила всех присутствующих вместе порисовать. Получилось классно, картины уехали в Японию.
Татьяна ЧАНОВА