О работе муниципальной стоматологии ходят разные слухи, некоторые уверяют, мол, где бюджетное, там всё плохо. Особо впечатлительные находятся под прессом жутких историй о наводящих мосты, вселяющих страх мастерах зубовных дел муниципальной стоматологии.
Так ли это на самом деле? Об этом мы спросили главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения стоматологической поликлиники №2 Ларису ХАМУТОВСКУЮ. Лариса Адамовна в медицине 34 года, а в поликлинику на Ленинградской, 20, пришла сразу после окончания Хабаровского мединститута. Работала сначала 5 лет в терапии, а потом в хирургии.
— Лариса Адамовна, почему вы выбрали именно стоматологию?
— Не то чтобы душа лежала, но нравилось мне. Я четыре раза поступала в институт, а когда в 1979 году был открыт стоматологический факультет, я, поразмыслив, успешно туда поступила.
— Сейчас молодые специалисты в клинику приходят?
— Приходят. Не много, но приходят. Сейчас у нас девушка работает в хирургии, окончила вуз в 2018 году. В ортопедии молодой врач-ординатор. Кадры есть, молодёжь идёт.
Главная проблема для молодых – проживание. В нашу бытность, когда в 1985 году я приехала в город, мне предоставили комнату в общежитии. Сказали, что в течение пяти лет у нас будет жильё. Понятно, сейчас другая ситуация, но изначально, когда приезжает молодой специалист, ему нужно где-то жить, где-то зацепиться хотя бы на первое время, и поэтому они снимают квартиры. А наша поликлиника не такая богатая, чтобы оплачивать жильё.
Конечно, хотелось бы малосемейного общежития для молодых специалистов, и не только для врачей, для тех же педагогов, инженеров. Чтобы мы знали, что, если приглашаем выпускников, у них будет место для проживания.
— Зарплата стоматолога зависит от количества пациентов и качества их обслуживания?
— Зарплата молодого специалиста зависит от того, как он выполняет план работы. Если ему положен определённый объём и он его выполняет, то получает нормальную зарплату. Оклады невысокие, но многие врачи подрабатывают на полставки. Хотя работа тяжёлая, и просто так подработать непросто. Дежурств у нас нет, работаем в две смены.
— Лариса Адамовна, некоторые люди всё ещё находятся в плену мифов и слухов. Думают, что если муниципальная поликлиника, значит, и оборудование не самое современное. Так ли это?
— Сейчас совсем другие времена. Последние закупки оборудования мы сделали весной 2019 года — приобрели три стоматологические установки, одна находится в ортопедическом отделении. В прошлом году мы оснастили детский кабинет, купили туда две установки. Так что в наше время муниципальные стоматологические поликлиники вполне могут конкурировать с частными.
— Какие сегодня трудности у муниципальной стоматологии?
— У нас больше не муниципальные трудности, а коммунальные. Мы располагаемся в здании постройки 1960 года. Поликлиника здесь с 1962 года. Естественно, что за эти годы всё пришло в упадок. С 2012 года я руковожу поликлиникой как главный врач и вынуждена решать всё те же проблемы – у нас постоянно затапливает подвал, у нас то жарко, то сыро, то запах нечистот. Подвал — наша головная боль. Своими силами мы это исправить не в состоянии. Периодически обращаемся в управляющую компанию «Дзёмги». В сентябре, когда было наводнение в городе, у нас в подвале в водоводе образовалась огромная дыра, сейчас на ней просто стоит хомут. Были долгие споры между горводоканалом и УК «Дзёмги», чья это труба. Разбирались полдня, признали, что принадлежит компании «Дзёмги». Нам от этого не легче, нам надо, чтобы всё было исправлено, а они хомут поставили и ушли.
— Какие стоматологические проблемы встречаются сейчас чаще всего?
— Все горожане страдают зубной болью. У нас нет здоровых по стоматологическому статусу людей, поражаемость кариесом 100 процентов. И кариес, и пульпиты, и периодонтиты, очень много травм, переломов челюстей. Любой праздник для нас — предвестник напряжённой работы. Чаще всего страдает молодёжь. В зимний период проблема – это горки, дети падают, получают травмы.
— Может быть, проблема ухода за зубами у людей связана с высокой стоимостью стоматологических услуг?
— Нет, у нас государственная клиника. Мы оказываем медицинскую помощь бесплатно по полису ОМС. Лечим не только комсомольчан, но и весь Комсомольский район. А в летний период и москвичи, и крымчане, и петербуржцы, и владивостокцы — приезжают в гости к родным, идут к нам.
Единственная платная услуга – это ортопедия, но она всегда, с незапамятных времен, была на хозрасчёте. Хотя и в этой сфере у нас есть льготная категория граждан: пенсионеры, участники Великой Отечественной войны.
— Говорят, что «стираемость зубов» — одна из главных проблем в стоматологии? Почему и как это происходит?
— В строении зуба природой не заложено восстановление эмали. Эмаль с течением времени подлежит стиранию. Чаще всего патологическая стираемость развивается у людей, у которых мало зубов, отсутствуют жевательные зубы, то есть когда оставшиеся немногие зубы несут дополнительную нагрузку. Для укрепления эмали существуют фторсодержащие зубные пасты, но самое главное в этой ситуации, чтобы был восстановлен прикус и все зубы несли свою нагрузку.
— С точки зрения географии есть ли какие-либо особенности региона, влияющие на состояние зубов?
— Конечно, есть. У нас мало фтора в воде, много железа, что для зубов не очень хорошо. Климатические условия неблагоприятные, для зубной эмали очень нежелательны перепады температур. Зашёл с холода в тепло или наоборот, и на эмали возникают микротрещины, начинается кариозный процесс. У нас чувствуется недостаток витаминов, фрукты, овощи у нас не в том количестве, как в других регионах, также мы мало употребляем молока, кисломолочных продуктов. Рацион питания комсомольчан больше углеводный, в приоритете булки, макароны, колбаса – все самые вредные продукты, то есть крахмал и сахар, а это наказание и для зубов, и для всего организма в целом.
— Сейчас активно рекламируют ополаскиватели для ротовой полости. Скажите, так ли они полезны для наших зубов? Ходят слухи, что они вызывают онкологические заболевания…
— Насчёт онкологии не могу сказать, но импортные ополаскиватели содержат химические компоненты, к примеру, антибиотик. Думаю, им не следует увлекаться. Зато отечественные ополаскиватели в своей основе содержат натуральные компоненты на основе шишек и хвои. Они вполне безопасны.
— В городе существует огромное количество мест, где можно получить стоматологическую помощь. От частных клиник до отдельных кабинетов. Как не ошибиться при выборе места лечения?
— Это уже сам человек решает, но выбирать надо врача, а не клинику. У людей, которые постоянно занимаются своим здоровьем, есть свой специалист, которому они доверяют. Самое главное – опыт, знания.
— Существуют ли гендерные особенности в уходе за зубами? И кто больше боится боли?
— Женщины более опрятны, более следят за своим здоровьем. Что касается боязни боли, то в этом плане и мужчины и женщины одинаковы.
— Можете ли вы вспомнить какой-нибудь неординарный случай из вашей практики?
— Как-то привезли мужчину с травмой — ремонтировал машину и двигатель упал ему на лицо. Стационар отказался, и мы своими силами зашили, собрали по частям лицо, и всё у нас получилось, всё восстановили. Ни рубцов, ни шрамов.
Или был случай с рыбаком. Скальпированная рана лба, оторван кусок кожи. Прежде чем зашивать рану, её требуется обработать. Открываем, а у него весь лоб зелёный от краски. Напоролись на мель, и он влетел в борт лодки. Зашили, и всё у него хорошо.
Или вот молодой человек после периотита, ему надо на прогревание. Медсестра срашивает: — Ты уже грелся? Он: — Нет. Отправили его на прогревание. Думали, что пошёл в физиокабинет, а он обнял батарею в коридоре и сидит. — Мне же сказали погреться, — говорит. Мы так смеялись, вот и такие случаи бывают.
Заканчивая беседу, Лариса Адамовна настоятельно посоветовала родителям заранее побеспокоиться, чтобы дети могли получить привычку ухаживать за зубами. Как только у ребёнка появились зубы, значит, надо начинать их чистить, приучать к чистке зубов, проверять, смотреть, контролировать.