Бесценны воспоминания тех людей, которые трудились в тылу, воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Их, к сожалению, остаётся всё меньше и меньше. Но стоит только поговорить с ветеранами, и вы узнаете, как многие из них жили в те страшные военные, послевоенные годы. Ведь им есть что рассказать: за плечами целая жизнь. Хранители семейных традиций, наша история, наш род, наши корни – что мы знаем о них?
Разговаривая с ветеранами, поражаешься, насколько всё-таки они сильные, целеустремленные люди. Жизнь, которую они прожили, лёгкой никак не назовёшь, и волей-неволей возникает вопрос: как же они могли жить и работать в таких неимоверно тяжёлых условиях?
Город на болоте
5 июня свой 100-летний юбилей будет встречать старейшая жительница нашего города Александра Дмитриевна БРЕЛЬКОВА. В 1946 году она приехала в Комсомольск — на руках двое детей, муж пропал без вести на фронте.
— Комсомольск в то время был сплошным болотом, — рассказывает Александра Дмитриевна. — Люди жили в вагончиках, бараках, очень тяжёло было. У меня двое маленьких детей, брат-фронтовик, мама больная… Ни яслей, ни детских садов, ни больниц. Чтобы дойти до города, надо было обязательно надеть сапоги, иначе не пройдёшь.
Первая работа Александры была на железной дороге. Жили на Малой Хапсоли в избе, всё как полагается: печь, дрова, огород. Вокруг тайга и лагеря с заключёнными и японскими военнопленными. С 1932 по 1955 год Комсомольск-на-Амуре был центром лагерной системы Хабаровского края.
Нижне-Амурский исправительно-трудово́й лагерь создан в 1938 году. Управление Восточного ИТЛ располагалось первоначально в городе Комсомольске-на-Амуре, Хабаровский край, затем в посёлке Хунгари, Хабаровский край, и позднее в посёлке Мули (ныне посёлок Высокогорный), Хабаровский край. Основным видом производственной деятельности заключённых было промышленное, железнодорожное и гражданское строительство.
После войны некоторые лагеря расформировали, и Александра Дмитриевна получила жильё в одном из лагерных бараков.
— Устроилась на работу в воинскую часть. Оклад 30 рублей. Дали нам квартиру поближе к Комсомольску, в районе Петуховки, в народе известном как «Порт-Артур». Дровяное отопление, огород, колодцев хотя и много было, а с водой всё одно плохо — где мёртвая собака в колодце, а какой и вовсе замерз, воды нельзя достать. Тогда топили снег.
В 40-50-х годах Комсомольск только начинал приобретать очертания города. Продукты на парашютах, конечно, не сбрасывали в тайгу, как в 1935 году изыскателям, которые намечали площадки для будущей всесоюзной стройки, уже были городские улицы, но не было ни автобусов, ни трамваев. В школу дети Малой Хапсоли шли пешком, тогда как за детьми начальника колонии приезжала бричка, отвозила их в школу и обратно. Что бы там ни говорили, а социальное неравенство существовало и при советской власти.
Кстати, детей в школах тогда не кормили. Кусок хлеба с собой и помидор в сентябре — вот и вся еда.
Денег большинство горожан почти не видели — во время войны постоянно приходилось сдавать их то на самолёты, то на танки. Под зарплату давали продукты — скудный лагерный ассортимент: хлеб, сахар, постное масло, сливочного в глаза не видели. Все жители в округе старались держать хотя бы небольшой огород. Летом варили лебеду, собирали крапиву, ягоды, грибы. Мёрзлая картошка весной заменяла сладости.
Единственной ценностью советских людей в те времена были облигации государственного займа. Власть заставляла их покупать, а потом обменивала по сути на копейки.
После воинской части была работа в торготделе, а когда его закрыли, Александра Дмитриевна перешла на работу в столовую на улице Чапаева, где и отработала почти тридцать лет.
— Такой День Победы — для всех праздник, и очень тяжёлый, — плачет Александра Дмитриевна.
40 лет в ожидании квартиры
Первую благоустроенную квартиру она получила в 1986 году — однокомнатную на Вокзальной, переехала туда из барака, а потом женщину забрала к себе дочь. Сейчас Александра Дмитриевна живёт в очень комфортных условиях. Отдельная комната, современный телевизор, дочь медработник и всегда готова профессионально помочь маме.
Несмотря на преклонный возраст, Александра Дмитриевна на сто лет не выглядит, у неё прекрасная память, хороший слог. Для всей семьи она всегда была и остаётся маяком доброты, несгибаемой воли и невероятного жизнелюбия — вот такая она, свидетельница столетней истории нашей страны, старейшая жительница Комсомольска-на-Амуре.
— Замуж мама так и не вышла, одна подняла двух дочерей, дала им образование, — говорит дочь, Тамара Андреевна.
Александра Дмитриевна признаёт, что жить стало заметно лучше именно последние двадцать лет. Когда она ушла на заслуженный отдых, получила пенсию 118 рублей. Было трудно, особенно в 90-е годы. Всё стало меняться к лучшему с приходом президента Владимира Путина. Её поставили на учёт как вдову фронтовика, повысили пенсию, назначили льготы и преимущества, установленные для родителей и жён погибших военнослужащих. Не забывают ветерана труда, старейшую жительницу Комсомольска и ветеранские организации, власти города и края.
После войны Александра Дмитриевна пыталась узнать судьбу мужа. И благодаря работе в воинской части, где ей очень помогли в поисках, в 50-х годах было установлено, что муж Андрей Денисович Брельков пропал без вести, и только тогда ей, как вдове, стали платить пенсию.
«В полях за Вислой сонной…»
Сержант Андрей Брельков, командир сапёрного отделения 601-го стрелкового полка 82-й стрелковой дивизии был призван на фронт в 1942 году и погиб незадолго до победы. Воевал храбро. Награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны 2-й степени и орденом Славы 3-й степени. В 1944 году пропал без вести.
К сожалению, и в мирное время отечественная бюрократия способна потерять человека в бумажных лабиринтах, а уж в условиях военной неразберихи и путаницы ошибки в заполнении ведомственных бумаг – обычное дело. В иных документах он проходил как Брельков, в других — как Брильков, хотя все остальные биографические данные полностью совпадают. Имя, отчество, год рождения, место рождения и призыва.
— И мы сейчас не знаем, что делать с этой информацией, хотели в военкомат сходить, да карантин ввели, — говорит Тамара Андреевна.
Бывает и такое: всего лишь штабной писарь ошибся в написании одной буквы в фамилии, и эта досадная ошибка стоила долгих поисков в архивах военных ведомств.
82-я стрелковая дивизия была сформирована 17.06.1942 года. Принимала участие в Ржевско-Сычёвской наступательной операции августа 1942 года. Прошла с боями Украину, Белоруссию, Прибалтику, Германию, бойцы дивизии форсировали Одер и, обходя Берлин с севера, с боями овладели городами Буххольц, Бланкенфельде и Любарс, приняли участие во взятии Шпандау. Днём 06.05.1945г. части дивизии вышли на восточный берег Эльбы в районе Ноейнмарк, Любарс, где и закончили войну.