Мы уже рассказывали вам о проблеме бездомных собак в Комсомольске. С недавнего времени их чипируют, ставят прививки от бешенства, содержат в карантине, где животные проходят медицинский осмотр. Однако сначала этих собак надо поймать.
Как ловят бездомных собак и почему их присутствие на улицах остается вечной городской проблемой, рассказывает сотрудник МУП «Спецавтохозяйство», бывший ловец В.:
— В штате у нас было три ловца, все мужчины. Отлов начинался с того, что из администрации города приходит наряд-задание и там уже всё расписано, на какой участок мы должны выехать. Допустим, в заявке указана улица Пионерская, стая бродячих собак, туда и едем.
— Где труднее отлавливать собак — в городских жилмассивах или частном секторе?
— Труднее работать в городе. Потому что, во-первых, много народа. А приехали, допустим, в Комсомольский, Солнечный район, там попроще. Самая лучшая кормовая база для собак – возле мусорных контейнеров, там и ищем. Ещё у нас люди любят прикармливать собак, всем жалко. Только сегодня собак покормили, а завтра нет, естественно, от них уже идёт агрессия.
— В какое время года сложнее отлавливать собак?
— Думаю, что зимой. Снег, ветер, дротики не долетают или улетают в другую сторону. Вот перед вами собака, вы в неё стреляете, попадаете, и собака ещё передвигается минут 15-20. Соответственно, ловцу за ней нужно бежать. Потому что, если кто-то найдёт собаку с дротиком, это уже будет поводом для подачи заявления в прокуратуру. Зато в отличие от летнего времени зимой можно работать по следам.Дело ещё в том, что раньше мы применяли сильные седативные средства, а сейчас их запретили, потому что, если собака не просыпается, к ней надо применять реанимационные действия. А слабые седативные средства приводят к тому, что за собакой приходится бегать. Работа на износ.
Проблема отлова бездомных собак заключается в том, что сейчас ловцам работать стало очень сложно. Если раньше они ловили, делали прививки, кормили 12 дней и выпускали, то в этом году вступил в силу Федеральный закон, согласно которому собаку нужно поймать, вывести глистов, поставить прививки, зачипировать, стерилизовать, содержать 20 дней и только потом выпускать на место прежнего обитания. Это всё очень сложно и дорого. Цена отлова порядка 15 тысяч рублей на одну собаку. 46 процентов от этой цены идёт в медицинское учреждение, где собаку чипируют, стерилизуют и проводят медицинское обследование. Поэтому предприятия, которые занимались отловом собак, прекращают свою деятельность, не заключают договоры.
Отметим, что пожизненно содержать собак невозможно, в городе нет приюта для животных. Согласно закону это должны быть специализированные помещения, клетки по ГОСТу, сертифицированные корма, штат сотрудников.
— «Спецавтохозяйство» занималось отловом животных с 2008 года, — поясняет ловец. — У нас были мастер, ветеринар, два ловца, водитель и рабочие. Потом всё оптимизировалось, и остались водитель и ловец. А вы понимаете, что на ловца может напасть стая собак и его нужно будет отбивать. Должна быть не одна машина, а две-три. С одной мы не успевали. С утра звонят: надо на Таёжку — там 30 собак, на кладбище, на площадь Володарского — хабаровский автобус не может остановиться, его окружила стая собак, не выпускает пассажиров. И так весь день, хоть разорвись. Заниматься отловом должен не один ловец, а бригада. Но денег нет и штата нет. Одни слова. В кабинете городской администрации хорошо сидеть, чиновники собак не ловят.
— Что значит опытный ловец?
— Это человек, который владеет оружием, Интернетом, знает все дозировки, пути миграции собак, спортивно вынослив, может ответить в полиции за все свои действия и знать закон от и до. Чтобы такого ловца подготовить, надо два-три месяца минимум. Работа опасная, ловцы выходят и ночью.
Кстати, в Комсомольске в районе Хорпинского шоссе, посёлков Таёжного, Менделеева и в местах возле теплотрасс обитают и совершенно одичавшие собаки, которых отлавливать и затем выпускать смысла нет. И тем не менее, даже если такая собака погибнет в руках ловцов, – это уголовная ответственность. — Представляете, что такое Солнечный и Комсомольский районы? Это посёлки, диких собак там тьма-тьмущая. В Солнечном районе 26 поселений, и в каждом поселении по 30-40 одичавших собак. И какой смысл нам ехать за 200 км, чтобы отлавливать их и затем назад возвращать, представляете, какие это затраты? Для чего это? Ответа никто не знает.
— Как реагируют люди на действия ловцов?
— Напрягает психоз защитников животных. Постоянные угрозы, обещания встретить возле подъезда и облить кислотой. Машина только подъехала, а нам уже звонят, не боимся ли мы после работы домой возвращаться? Это нормально? И где в этом случае наша прокуратура? В районе дома престарелых обитает стая собак. Мы выезжаем, и там все встают в позу, что это-де наши собаки, мы их кормим, а тут живодёры приехали. Нас начинают фотографировать, в Инстаграм выкладывать, сразу идут комментарии, жалобы. Определитесь, что вам нужно, сделайте так, чтобы медсёстры могли ночью безопасно пройти между корпусами, пусть инстаграмные любители собак, зооспасовцы сами дежурят ночами и ухаживают за бездомными псами.
Подводя итоги, можно сказать, что непродуманный Федеральный закон, отсутствие должного финансирования, непонимание чиновниками специфики работы специальных городских служб приводят к тому, что предприятия отказываются заниматься отловом бездомных собак. К примеру, с этого года городское «Спецавтохозяйство» отловом бездомных собак не занимается. Многие специалисты увольняются, а те, которые остаются, вынуждены переписывать технические задания только для того, чтобы нигде не упоминалось слова «эвтаназия» и «утилизация». Но ведь это издержки производства — собака может быть больной, ослабленной и не проснуться после укола. Однако такие мелочи чиновников не волнуют. Значит, проблема бездомных собак на улицах города в ближайшем будущем никак не решится. И страдать будут люди.