Как известно, демографическая ситуация в Комсомольске-на-Амуре оставляет желать лучшего. Продолжается миграция населения, предприниматели закрывают бизнес и уезжают из города, бывает и такое.
Причины демографических провалов могут быть разными – объективные, субъективные… Но есть ли такие, которые власть могла бы исправить? С этим вопросом мы обратились к предпринимателям города.
Андрей Староселец, предприниматель с 1992 года:
— Сегодня очень актуальная тема — субсидирование частного индивидуального строительства. Многие городские предприниматели достигли определённого уровня комфорта и за дополнительными благами едут в Краснодарский край, где приобретают дома. Покупают в плане инвестиций в недвижимость и потому что там всё доступно — земля, газ, электричество. В Комсомольске частное индивидуальное строительство вынуждено проходить через неимоверные усилия: ни газ подключить, ни землю толком получить, а цена земли дороже, чем в Краснодарском крае, дороже, чем в Ленинградской области. В Комсомольск заведён газ, за который мы платим по мировым ценам, и бюджет края его вынужден субсидировать. Газпром изо всех сил не даёт частникам газ, у нас газ дороже, чем в Краснодаре и Подмосковье. И вот здесь бы государству следовало помочь, власть должна решать проблемы. Иначе какая же это власть? Люди уезжают, и там не могут зарабатывать, пытаются вернуться назад – здесь всё разрушено, дважды в одну воду не войдешь.
Почему нельзя сделать программу субсидирования частного строительства, программу минимизации нервотрёпки получения земли и согласования подключения инженерных сетей? Выдавайте людям кредиты, заработает строительная сфера, которая потянет за собой все прочие отрасли экономики.
Для недорогого жилья в городе есть какая-никакая «вторичка», а люди, которые заработали деньги, хотят их потратить. А где в Комсомольске тратить деньги? Дайте хорошее жильё, дорогие клубы, и они здесь останутся и свои деньги будут тратить в городе.
Крупные заводы у нас есть, а комфортной городской инфраструктуры – нет. Можно было бы разрабатывать совместные проекты с лидерами производства — вокруг заводов выстраивать кластерную систему, но никто ничего не делает. Где-то коррупция, где-то кумовство. Зачем поднимать чужого предпринимателя? Они свою фирму поднимут. Живут одним днём, каждый сам для себя, и в итоге получается лебедь, рак и щука. Поговорить мы все мастера, пока дело не доходит до финансовых инвестиций.
И вот тут задача города, городской администрации и непосредственно мэра, который должен выступать в роли арбитра, посредника между предпринимателями.
Предприниматель К.:
— Из Комсомольска уезжают, потому что до нас деньги не доходят. Главная проблема города – бюджетный кодекс и неработающие законы. Мой бизнес зависит напрямую от бюджета города. Вы думаете, Хабаровск за счёт чего живет? Мы собираем порядка 23 миллиардов рублей налогов, нам остаётся восемь процентов — миллиард семьсот, а восемь миллиардов уходит в Хабаровск. Вот такая у нас бюджетная политика. И поэтому все уезжают в Хабаровск: там есть деньги, бизнес, строится жильё, чиновники тратят деньги в хабаровских торговых центрах.
На самом деле многие наши проблемы неподвластны городской власти, заверил нас собеседник. Если бюджет Комсомольска-на-Амуре составляет восемь процентов от сбора налогов, а расходная часть больше, город ничего не может делать. До 2012 года был другой бюджетный кодекс, и Михалёв мог выделять по 100-300 миллионов на ремонт дорог, сейчас город довольствуется субвенциями и дотациями из федерального бюджета.
Почему плохо строятся дороги? Потому что 90 процентов дорог строятся на федеральные и краевые средства. Зачастую дорожники даже не достраивают объекты, пишут гарантийное письмо, и у них принимают работу в любом случае, только бы освоить деньги и получить очередной финансовый транш. А вот если бы деньги были местные, подрядчиков бы заставили двадцать раз переделывать. Но не судьба — как попало делают бордюры, как попало кладут асфальт, и у них всё принимают. Но такова система, и муниципалитет её заложник.