Воздушный крейсер

Многоцелевой самолёт Р-6 конструкции Андрея Туполева стал первой машиной, построенной на Комсомольском авиационном заводе №126 (ныне Филиал ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А.Гагарина»).

Первая машина завода — самолёт-разведчик, истребитель дальнего сопровождения, «воздушный крейсер» для самостоятельных полётов в тыл противника, бомбардировщик и торпедоносец. Она имела цельнометаллическую двухмоторную конструкцию с жёстким каркасом и гофрированной обшивкой. В варианте «разведчик» Р-6 (АНТ-7) имел три пары пулемётов и четыре внешних бомбодержателя.

Производство Р-6 в Комсомольске было запущено 15 января 1936 года Приказом по Народному комиссариату тяжёлой промышленности СССР. Начальнику строительства и эксплуатации завода №126 К.Д.Кузнецову была поставлена задача параллельно с возведением корпусов приступить к организации и освоению производства Р-6 морского и сухопутного вариантов.

Изготовление этой модели к тому времени было хорошо отлажено и отработано на других советских предприятиях — серийный выпуск самолёта начат ещё в 1929 году. На заводе же изготовление первенца проходило в условиях острой нехватки технологического оборудования и оснастки, не хватало квалифицированных рабочих. Р-6 собирались из неиспользованных заделов деталей, узлов и агрегатов разных модификаций, привезённых в Комсомольск вместе с технической документацией с двух заводов Москвы и Таганрога. Тем не менее для коллектива завода освоение этого самолёта, который к 1936 г. уже устарел, стало первым важным опытом освоения авиационной продукции и даже делом чести.

Уже 1 мая 1936 года первый серийный образец, выкрашенный в цвет слоновой кости с нарисованными по бортам фюзеляжа и крыльям ступенчатыми голубыми стрелами, был передан из сборочного цеха на испытания. Нарком С.Орджоникидзе прислал директору телеграмму: «Рад вашим успехам. Шлю Вам и всему заводскому коллективу рабочих и ИТР привет».

Испытания Р-6 на Амуре

На заводе в то время ещё отсутствовала своя лётная служба, и для испытаний первых самолётов пригласили пилотов из воинской части. Испытания успешно провели лётчик Д.И.Буткин и бортмеханик С.У.Богданов. Из-за неготовности аэродрома испытания первых пяти самолётов Р-6 проводили на воде, переставляя их с колёсных шасси на поплавки с машины Р-5.

Программа выпуска Р-6 с 1936 по 1938 год на заводе завершилась сборкой всего 20 машин.

В истории отечественной авиации этот самолёт оставил заметный след. В 1937 году в ходе операции по высадке исследователей в Арктике лётчик П.Г.Головин выполнил на самолёте Р-6 первый полёт над Северным полюсом. В военной авиации в 1936-1938 годах Р-6 использовался как тренировочный, для перехода лётчиков на скоростные самолёты. Широко применяли Р-6 Аэрофлот и Главсевморпуть. Во время Великой Отечественной войны на этих машинах осуществлялись военные перевозки до 1944 года.

Макет Р-6 на территории КнААЗ

Самолёт-памятник Р-6 (макет в масштабе 1:1) установлен на территории Филиала ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А.Гагарина» 14 августа 1987 года.

По материалам отдела внутренних корпоративных коммуникаций Филиала ПАО «Компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А.Гагарина»

Яндекс.Метрика