Комендор и металлург

20 октября Хабаровский край отметил 82-й день рождения. В преддверии этого события указом врио губернатора края комсомольчанин Василий Саяпин был удостоен звания и медали «Почетный ветеран Хабаровского края». В свои 93 года он полон сил и оптимизма и до мелочей помнит, как принимал участие в Великой Отечественной войне и войне с милитаристской Японией.

Василий родился в 1927 году в селе Тамбовка Амурской области, но раннем детстве вместе с родителями в поисках лучшей жизни приехали в Комсомольске-на-Амуре, который тогда активно строился. Там подросток и встретил войну. Учась в РЭУ, он устроился на судостроительный завод электриком-судовиком и участвовал в строительстве военного крейсера «Калинин», который в 1942 году был успешно спущен на воду.

– На войну я попал шестнадцатилетним пацаном в 1943 году, – рассказывает Василий Михайлович. – В то время шли ожесточённые бои за Сталинград, все ждали результатов этой битвы. Мы прекрасно понимали, что если победит Германия, то сразу Япония и Турция выступят на её стороне, и это будет иметь для нас очень плохие последствия. Однако победа под Сталинградом настолько всколыхнула весь мир, в том числе и нас, подростков, что мы решили идти на фронт добровольцами. Но на передовую нас не пустили. Тысячи таких, как я подростков собрали на острове Русский во Владивостоке, чтобы сделать из нас военных моряков.

Всех собравшихся для службы на флоте готовили по полной программе – 10 месяцев. Во-первых, потому что Тихоокеанский флот находился вдали от основного театра военных действий, во-вторых, на флоте своя специфика, и, учитывая сильное истощение кадров, почти все флотилии нуждались в обученных военных моряках. Спустя примерно месяц с начала обучения начальник флотилии построил молодых парней и сказал:

– Тот, кто закончит учебу на «пятерки» получит право выбора флота, где продолжать службу, кто на «четвёрки» – будут служить на Тихоокеанском флоте, а «троечники» пойдут в береговую оборону.

Для юных моряков, мечтавших ходить по морю, служба в береговой обороне была, конечно, унизительной, поэтому все ответственно относились к постижению военно-морского дела. Начались суровые военные будни: сразу после завтрака занятия, которые заканчивались только около 10 часов вечера. Воспитание было по принципу: один виновен — гоняют весь отряд, чтоб остальные воздействовали на провинившегося.

Василий Саяпин оказался в пятёрке лучших. Парни уже стали обсуждать, на какой флот пойти служить дальше, но их рассуждения прекратил командующий флотом:

– Герои! Квантунская армия в любой момент может напасть на нас, а вы решили бежать отсюда?

Пристыженные отличники сразу притихли и согласились остаться служить на Тихоокеанском флоте. Их определили на флагманский корабль – минный заградитель «Аргунь», который по своим характеристикам считался в своем классе третьим в мире. Он представлял собой торговый корабль, переоборудованный в военный, который был куплен в 1933 году у Великобритании. На этом корабле В.М. Саяпин с командой оттачивал не только артиллерийские навыки, но и «живучесть» корабля.

– Если корабль получал пробоину, экипаж должен был быстро на это место натянуть пластырь, а это брезентовый круг 2,5 метра в диаметре с кольцами вокруг и привязанными к ним канатами, – объясняет Василий Саяпин. – Как только прозвучала команда, нужно быстро притащить пластырь и натянуть его на пробоину. А он тяжёлый, только вчетвером мы могли с ним справиться.

Перед началом войны с Японией «Аргунь» перевооружили – установили радиолокацию и добавили 76-миллиметровые универсальные пушки. За два дня до начала войны с Японией начали минировать подходы к Владивостоку. Грузили мины целый день, а ночью по специальным приборам выбирали места, где их сбросить. Секретность была столь высокой, что места закладки мин знали только два члена экипажа – штурман и командир корабля. Через два дня экипаж вызвали во Владивосток и дали новый приказ: сопроводить три судна с десантом в корейский порт Сейсин. Это был самый сильный порт на Корейском полуострове. Корея в тот момент была оккупирована японцами, и в Сейсине стоял четырёхтысячный гарнизон армии Японии.

Как потом стало известно, решение об участии в высадке на Корейском полуострове принял командующий Тихоокеанским флотом Юмашев, причем в обход руководства 1-го Дальневосточного фронта. Юмашеву, за всю войну не участвовавшему ни в одном сражении, очень хотелось проявить себя, и он уговорил маршала Василевского дать добро на вторжение в Корею. Наши высадились в корейском порту, но не учли того факта, что успешное наступление войск 1-го Дальневосточного фронта с противоположного фланга вынудило Квантунскую армию бежать. А Сейсин оказался самым удачным местом для отступления.

– Опоздай мы на пару часов, японская армия успешно бы потопила наши корабли и перебила десант, – вспоминает В.М. Саяпин. – «Аргунь» успешно прошла минное поле и пришвартовалась к молу. Из корабля высадились корректировщики и забрались на сопку, откуда хорошо просматривались позиции японцев.

Василий Михайлович был наводчиком 130-миллиметрового орудия, и по сообщениям корректировщиков сделал несколько точных выстрелов – подбил бронепоезд и несколько артиллерийских точек. Два дня продолжался бой, успешные выстрелы «Аргуни» позволили нанести существенный урон противнику и избежать больших жертв среди своих.

По окончании войны с Японией Василий Саяпин был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Японией», Нахимова и «За освобождение Кореи». Поскольку на флоте служили тогда семь лет, то после разгрома японского режима и окончания второй мировой войны Василий Михайлович продолжил нести службу на «Аргуни». На ней он посетил все обитаемые острова Курильской гряды, в том числе и те, которые отошли Советскому Союзу после капитуляции Японии.

В 1950 году он демобилизовался и вернулся в ставший родным Комсомольск-на-Амуре. Устроился на завод «Амурсталь», на котором верой и правдой отработал 40 лет – сначала старшиной катера, потом монтажником и бригадиром электромонтажной бригады, начальником подстанции, главным метрологом завода. Столь ответственную работу он успевал совмещать и с высокими общественными должностями – был заместителем секретаря заводской партийной организации и председателем районного комитета народного контроля.

Василий Михайлович до сих пор участвует во встречах со школьниками и молодежью, ведёт активную общественную деятельность. Именно постоянное движение Василий Михайлович считает секретом своего долголетия.

Яндекс.Метрика