Как в 21 веке сохранить традиции предков? Как не растерять самобытность своей культуры и передать её потомкам? Об этом и многом другом узнали гости этноцентра «Древо Жизни» в Центре молодёжных программ, в стенах которого в эту субботу проходил мастер-класс знатока нанайской культуры Светланы КИЛЕ.
Светлана Николаевна – обладательница огромного собрания самых разнообразных национальных музыкальных инструментов. В её арсенале духовые, шумовые и даже струнные инструменты, подобиями которых пользовались народы Приамурья сотни, а может быть, даже тысячи лет назад. Музыкантом Светлана стала не случайно – талант к творчеству в её семье передаётся из поколения в поколение.
— Моя бабушка была членом Союза художников, она прожила 92 года и до глубокой старости занималась искусством, — рассказывает Светлана. — Свои умения она передала своей дочери, которая тоже стала художницей. Отец основал ансамбль «Мангбо» (в переводе на русский язык — Амур) в селе Нижние Халбы. Я – преемница своих родителей. Стала заниматься музыкой, может быть, потому, что родители руководили ансамблем и часто сокрушались, что у них в семье нет музыканта. В итоге вырастили меня.
Ансамбль, руководителями которого были родители Светланы Николаевны, прославился на весь край. Музыканты ездили на гастроли в Москву и за рубеж, познакомиться с нанайской культурой смогли даже жители Нью-Йорка и Аляски. К сожалению, коллектив распался. Сама же мастерица в перестроечное время осталась без работы, потому и стала искать работу в школах.
— Я ехала в село Троицкое, но по дороге туда меня «перехватил» в Комсомольске мой будущий муж (смеётся). Так я и осталась тут. Работала во многих школах одновременно, ведь учителю музыки отводилось совсем немного часов. Ездила от школы к школе, и на это, конечно, уходило много времени.
Несмотря на занятость, Светлана Николаевна всегда находила время для своего призвания – возрождение и сохранение национальной культуры. Можно смело утверждать, что она добилась на этом поприще значительных успехов – за годы своей деятельности мастерица обучила не одну сотню детей. Сейчас под её руководством занимается оркестр русских народных инструментов 16-й школы «Русские потешки» и национальный фольклорный ансамбль «Ниэчэн». Так что среди балалаек в этой школе запросто можно увидеть, к примеру, дучикэ (однострунная нанайская скрипка). На мастер-класс Светлана Николаевна взяла инструменты, многим из которых более 30 лет. Некоторые даже были на Аляске с её отцом.
— Для меня большая радость показать эти инструменты и рассказать о них. Они, можно сказать, эксклюзивные, многие достались мне от именитых мастеров. Сделаны они из природных материалов, поэтому обращаться с ними нужно особенно бережно.
Гости мастер-класса смогли услышать, как хрустит лёд и воет ветер, поют птицы и шумит река. Все это благодаря настоящим умельцам и, конечно, мастерскому владению инструментами. Кто бы мог подумать, что, например, капя, сделанный из тростника и похожий на рогатку, издаёт звук ломающегося под ногами льда?
По традиции, конечно же, многие инструменты изготовлены из рыбьей кожи, к примеру, детские погремушки дяпя. Из костей диких зверей сделаны свирели, которые запели в аудитории голосами лесных птиц, а бунику – манок для охоты, наверное, надо использовать осторожно, чтобы к вам не прибежало стадо лосей. Кажется, за час мероприятия гости услышали, как звучит планета. Это ли не волшебство?
Материал подготовила Виктория ПЯТКОВА