Презентация литературного сборника «Две жизни одного солдата» состоялась в городском краеведческом музее 25 февраля. Книга составлена на основе полевых записок Михаила Ильина – первостроителя Комсомольска и одного из первых его журналистов. Кроме фронтовых заметок, в книгу также вошли и письма Михаила любимой девушке Александре Храмшиной.
Издание книги стало завершающим этапом музейного проекта «Две жизни одного солдата», который был реализован благодаря средствам, полученным по линии гранта за победу в конкурсе «Новая роль библиотек в образовании» Благотворительного фонда Михаила Прохорова. Автор проекта Ольга Тарасова подала заявку на грант ещё в 2020 году, а сама экспозиция открылась в сентябре прошлого года. На ней выставлены фотографии из жизни Михаила Ильина, информация о его важных жизненных вехах.
— В фондах нашего музея я нашла коллекцию фронтовых записей Михаила Ильина, в которых он описывал военные события, — рассказывает сотрудница краеведческого музея Ольга Тарасова, автор экспозиции. – Кроме того, там были и письма Михаила, которые он писал своей девушке Александре Храмшиной. Всего таких писем он написал 288. Когда я познакомилась со всей этой корреспонденцией, мне захотелось сделать эту коллекцию открытой для всех посетителей музея. Так родилась идея выставочного проекта, средства на организацию которого удалось получить с помощью гранта.
Михаил Ильин приехал на строительство Комсомольска с одним из первых добровольческих эшелонов. Однако жизнь так сложилась, что лопату и мастерок пришлось сменить на журналистское перо. Вот что пишет о Михаиле корреспондент газеты «Комсомольская правда» Юрий Жуков, который познакомился с нашим журналистом в 1936 году во время поездки на всесоюзную стройку:
«На стройке очень остро испытывали нужду в газете, а журналистов среди мобилизованных комсомольцев не оказалось. Тогда вспомнили, что бывший одесский котельщик Ильин в самой ранней юности своей, кажется, что-то писал и даже посещал типографию и видел, как делаются газеты. Его разыскали и определили в помощники редактору будущей газеты Маловечкину.
Газету делали в амбаре, где пахло вяленой рыбой и портянками. Работники редакции там же и спали, подкладывая под головы кипы бумаги. Ранним утром все уходили в лес за материалами для очередного номера. Ильин стал Михаилом Горном, он увлекался повестями Грина, и ему нравился изобретённый им звучный псевдоним, напоминающий то ли о дальних странствиях (вспомните мыс Горн!), то ли о звонком пении медной трубы.
Впрочем, пока что приходилось ставить эту звучную подпись под весьма прозаическими в сущности своей фельетонами: «С благословения головотяпов и премудрых пескарей, вроде товарища Плетнёва, готовая часть крольчатника превращена в общежитие. Надо со всей беспощадностью ударить по тем, кто смеет наплевательски относиться к кролику, свинье или корове…»
Крохотная, но горластая газетка, отпечатанная серой краской на ломкой, грубой бумаге, снова и снова звала к штурмам, раздавала виноватым в срыве ударных темпов ордена «медведя», «головотяпа», «черепахи», «шляпы», рогожные знамена, клеймила прогульщиков, печатала сводку о количестве построенных шалашей, выловленной в Амуре рыбы и собранных в тайге ягод.
Но для Михаила Ильина это была отличная школа…»
В 1940 году Михаил Ильин поступил в Свердловский институт журналистики, но окончить его помешала война. Он отправился на фронт и служил военным корреспондентом. После победы вернулся в Комсомольск, где стал писателем, женился на Александре Храмшиной. У них родились три сына. Семья прожила в нашем городе долгие годы.