Космическая музыка

Поднимать голову к небу и вглядываться в звёзды человек научился, наверное, ещё в каменном веке, когда понемногу начал осознавать мир вокруг себя и своё место в нём. Постепенно взгляд этот стал не только осмысленным, но и вооружённым — первые телескопы позволили увидеть гораздо больше подробностей.

Но что человек хочет там увидеть? Давайте спросим об этом того, кто посвятил большую часть своей жизни наблюдению неба. Почему именно сейчас? Да потому, что 15 мая — Всемирный день астрономии.

Итак, мой собеседник Владимир Демьяновский занимается астрономией вот уже более 50 лет. Началось увлечение ещё в школе. Причём с теоретической части, то есть с книг. А конкретно с «Занимательной астрономии» Перельмана. Полиграфия в этом издании была ужасная, картинки — из рук вон, однако воображение дорисовывало звёздные миры, планеты, кометы и многое другое.

Галактика «Андромеда»

— Я вырезал из энциклопедии карту звёздного неба и с её помощью ориентировался по звёздам на небосклоне, — рассказывает Владимир Николаевич. — Поначалу ошибался, но потом стал разбираться, где какой объект располагается. Однажды отец принёс с работы старый теодолит, и с этого момента я стал наблюдать уже инструментально. Теодолит позволял достаточно эффективно разглядеть Луну, кольца Сатурна, спутники Юпитера, Венеру.

Вскоре появились и наставники. Учитель физики познакомил школьника с преподавателем кафедры физмата педагогического института Виктором Григорьевичем Федосенко. В этом вузе в тот момент была станция наблюдения за спутниками, и Владимиру довелось прикоснуться к этому, получить опыт по-настоящему профессиональных наблюдений. Во время них снимались координаты спутника и по радио передавались в Москву. Правда, со временем эта работа себя исчерпала — появились другие, более точные методы.

Кратеры Луны

— Самое значимое для себя открытие я сделал 1 апреля 1970 года, — вспоминает Владимир Николаевич. — Около пяти часов утра неведомая сила подняла меня с постели, я вышел из дома и увидел, как над домом сияет комета. Я уже потом определил, что это была комета Беннетта. Она была просто красавица — голубая, яркая, с роскошным хвостом. Я фотографировал комету до июля, пока она не ушла в сторону северного полюса.

Комета Беннетта была открыта в 1969 году итальянским астрономом. Уже весной 1970 года она стала самым крупным небесным объектом — её яркость достигла 0m, а длина хвоста 20 градусов (угловой размер Солнца на небосклоне 0,5 градуса). Во время фотосъёмок этой кометы астронавтами «Аполлона-13» на корабле взорвался один из кислородных баллонов, что не позволило экспедиции совершить посадку на Луну.

Затем были первые попытки собрать уже настоящий телескоп. Однако в советские времена найти для него хорошую оптику было задачей практически нерешаемой. Настоящий большой телескоп появился у Владимира Демьяновского уже в наше время, когда приобрести подобное оборудование стало достаточно просто. Он позволяет делать снимки таких объектов, которые были недостижимы профессиональным астрономам в то время, когда сам герой нашей статьи был ещё ребёнком. Например, фотографирование звёзд 20-й величины или далёких галактик. Причём устроен телескоп так, что уже не требуется стоять возле него и смотреть в окуляр. В связке с компьютером управление происходит прямо из дома, а изображение выводится сразу на экран монитора.

Сатурн

Прогресс — дело хорошее. Он позволяет совершенствовать инструменты для астрономических наблюдений. Но он же приводит и к совершенно противоположному эффекту. С развитием технологий всё сильнее освещаются наши города, и этот свет становится настоящим проклятием для астрономов. Причём не только для любителей, но и для профессионалов.

NGC6781

— Когда я только начинал увлекаться астрономией, городские улицы освещались не так интенсивно, можно было спокойно фотографировать ночное небо. И даже до 2013 года было вполне терпимо. Но сейчас, чтобы получить интересную картину, приходится уезжать из города километров на 20-25, чтобы уменьшить влияние засветки неба. Она — просто смерть для высокочувствительного телескопа.

В наших широтах самые интересные направления для наблюдений — южная и западная часть ночного неба, а также зенит, то есть то, что над головой.

А ещё сейчас множество спутников и космического мусора, которые портят картину наблюдения. Летят один за другим прямо через поле зрения телескопа. Бывает, одновременно до трёх объектов видно.

— Я попытался вычислить один из спутников, просчитал параметры его орбиты, оказалось далековато. Скорее всего, это был так называемый NEO-объект, то есть астероид, проходящий в непосредственной близости к Земле.

Владимир уверен, что простые астрономические наблюдения — вещь интересная для начинающих. Каких-либо изменений картины мира не предвидится, миллионами лет она остаётся одной и той же. Посмотрел в телескоп десять раз, разглядел фазы Венеры, красное пятно на Юпитере, полюбовался Сатурном, а что дальше? Тут встаёт проблема цели увлечения. Для себя он выбрал практическую деятельность — наблюдение покрытия звёзд Луной и астероидами и передача зафиксированных данных в мировую сеть.

Интересно, сегодня такого опытного наблюдателя можно чем-нибудь удивить? Этот вопрос я задаю Владимиру. Он задумывается совсем недолго и тут же отвечает: нет.

— Я буду, конечно, восторгаться красивой кометой, метеорным потоком, пролетающим болидом, затмением. Но на самом деле я видел уже всё, что доступно наблюдателю моего уровня.

Впрочем, и у опытного человека бывают моменты, когда приходится сталкиваться с загадочными явлениями. Однажды Владимир обнаружил на снимке объект, которого в этом секторе наблюдений не должно было быть. Выглядело это как безобразное пятно, похожее на дефект снимка. Однако подобные артефакты встречались на фотоплёнке, а в эпоху цифровой фотографии они стали исключением. В конце концов всё объяснилось. Пятно оказалось далёкой галактикой — её Владимир позже всё-таки нашёл в одном из астрономических каталогов.

Да простят меня астрономы и просвещённые читатели, но у меня так и напрашивался провокационный вопрос: приходилось ли наблюдать НЛО? Но Владимира Демьяновский он не смутил.

— Нет, — категорически ответил он. — НЛО — это миф. Я ни разу не видел ничего такого.

Владимир признаётся, что сегодня его увлечение телескопом отходит на задний план. Зато на передний выходит новое хобби — музыка. Владимир сам пишет её, синтезируя с помощью специальных компьютерных программ. Однако увлечение космосом сказывается и здесь — достаточно прослушать композиции, как возникает ощущение дыхания самого космоса, вибрации звёзд-пульсаров, гул газовых гигантов, шорох излучения взрыва сверхновых. Вот такая получается космическая музыка.

Свои композиции Владимир любезно предоставил редакции, и каждый читатель сможет прослушать их здесь:

Яндекс.Метрика