Берег долгих дел

Многие комсомольчане согласятся, что одной из главных составляющих внешний облик Комсомольска-на-Амуре, одним из символов города является городская набережная. Она начала формироваться в послевоенный период вместе со строительством Дома молодёжи в 1967 году и здания речного вокзала, которое построили в 1976 году.

Долгие годы первое впечатление о городе складывалось как раз с набережной. Кто бы ни приезжал в наш город, все старались прийти на берег Амура, полюбоваться великой рекой и окрестностями. В наше время окрестностями комсомольчанам долгое время любоваться не приходится — уже четвёртый год набережная находится в процессе масштабных преобразований.

Всё началось в 2016 году, когда был разработан проект по кардинальной реконструкции городской набережной, которая по проекту была разделена на три участка: первый — от Центра водного спорта до городского водозабора, второй — от водозабора до речного вокзала и третий участок реконструкции — от речного вокзала до лодочной стоянки.

Проблемы начались в 2018 году. Работа по геологическим изысканиям была проведена непрофессионально. Сразу выявились ошибки в проектной документации. Затем началась чехарда с подрядчиками и субподрядчиками — вместо обанкротившейся в 2020 году самарской компании «Больверк» контракт на реконструкцию набережной был заключен с АО «Концерн радиостроения «Вега», дочерним предприятием государственной корпорации «Ростех».

Прошёл год

16 июля члены общественного совета при администрации города побывали на самом впечатляющем долгострое Комсомольска, чтобы своими глазами посмотреть и оценить, что же, собственно, здесь происходит.

— Сроки очень критичны, — сказал представитель подрядчика Алексей Косинов. — В рамках экспертного сопровождения мы решили разделить экспертизу проекта на части, для того чтобы была возможность документально вести каждый этап. Чем больше погружаешься в детали проекта, тем больше выявляется ошибок. Но мы заключили договор с экспертизой и оперативно решаем все проблемы.

Алексей Косинов признал, что большая амурская вода для подрядчика очень непривычна. К примеру, на втором участке невозможно проводить работу по берегу, потому что очень высокий уровень, поэтому сейчас все силы брошены на третий участок.

Кто и как работает?

Работы на набережной, безусловно, ведутся, со стороны это хорошо заметно. Если в прошлом году во времена почившего в бозе «Больверка» рабочие кое-где слонялись по площадке, убирали мусор, на некоторых участках неспешно раскладывали пасьянс в виде брусчатки, то сейчас на объекте трудятся 110 человек, задействована техника. Слухи о том, что всю работу московские подрядчики отдали своим, не подтверждаются. На данный момент контракты заключены с местными субподрядными организациями. От москвичей на участке работают 40 человек, остальные все местные, в том числе прорабы. Так или иначе, но можно утверждать, что всю набережную делают комсомольчане.

— В настоящее время на объекте работает более 100 человек, из них 90 процентов — на третьем участке, который мы хотим ввести в этом году, — говорит представитель подрядчика.

По третьему участку проблем нет — все основные материалы поставлены ещё предыдущими подрядчиками. На второй участок подрядчик пока только прорабатывает срок поставки. Две самые ожидаемые позиции – это гранит и брусчатка. Первый из них будет ехать в Комсомольск минимум четыре месяца, второй появится тоже нескоро, ибо брусчатка требует долгого срока изготовления.

Не помешает ли возможное наводнение сдать третий участок? С таким вопросом обратились члены общественного совета.

— Нет, на третьем участке не помешает, — отвечают представители подрядной организации. — Вся береговая линия на участке сделана. Осталось провести благоустройство в плане выкладки брусчатки и гранита.

Пешеходный фонтан практически готов к работе. Ключевая проблема – эксплуатирующая организация, которая должна взять на себя заботы по содержанию объекта. Она пока не определена.

По итогам

Третий участок готов на 80 процентов, также готова часть второго участка, лицевая часть набережной. Но есть нюансы…

— Во-первых, мы там не можем работать из-за большой воды, — сказал Алексей Косинов. — Работы возле речного вокзала будут выполнены, но, опять же, вопрос поставки гранита и брусчатки на участок пока не решён. Сейчас нам в первую очередь надо сдать третий участок, наиболее доведённый до ума. По графику это должно произойти в сентябре нынешнего года. Мы не можем разорваться и ведём второй участок параллельно. После того, как сдадим третий, все силы бросим на второй.

Если брать всю набережную, то работы по реконструкции выполнены примерно на 50 процентов. Подрядчик полностью провёл берегоукрепление, а это очень сложный этап по укрощению в будущем амурской воды. Укладкой гранита и брусчатки частично решён вопрос с благоустройством территории, практически сделан фонтан, на котором ведутся пуско-наладочные работы. Были поставлены опоры под освещение с солнечными батареями.

Тем не менее на вопрос, когда же набережная будет готова, представитель подрядчика ответить затруднился. По проекту все работы должны были быть завершены в 2021 году, но в силу непреодолимых обстоятельств закончить работу не получается, набережная — очень проблемный объект, много разобщений в проекте и работе подрядчиков, повторных экспертиз.

Остаётся только надеяться, что рано или поздно реконструкция всё-таки закончится и комсомольчане получат в пользование не только современную, красивую набережную, но и реконструированное здание речного вокзала, работы по которому сейчас ведутся.

Слухи

Ходят слухи, что на набережной откопали яму с отходами продуктов нефтепереработки, которые остались ещё с войны, и теперь никто не знает, что делать, кто будет оплачивать работы по рекультивации.

— Это бред, — опровергает Андрей Косинов. — Я каждый день нахожусь на объекте, ничего такого не видел. Были места, где находили закопанные куски бетона, но это больше на первом участке.

В 2018 году, когда начинали работать по первому участку, был откопан старый причал. Про него никто не знал, поскольку изначально была неверно проведена работа геологических изысканий. Натолкнулись на него в процессе забивания турбошпунтов берегоукрепления. Когда сваи стали упираться в непреодолимое препятствие, пришлось всё раскапывать. Причал выкопали, нарастили шпунт и продолжили работу.

Яндекс.Метрика