На прошлой неделе состоялось открытие театрального сезона в Драматическом театре Комсомольска. И старт ему дал спектакль гостя нашего города режиссёра Ивана Орлова «Волки и овцы» по пьесе Александра Островского.
Я намеренно не говорю, из какого он города, потому как сегодня мобильность людей такова, что сейчас он здесь, а завтра там. Вдвойне это относится к людям творческим, особенно к таким востребованным режиссёрам, как Иван Орлов. К примеру, в данный момент он работает с новосибирским театром «Глобус», а завтра уже в Комсомольске или другом городе.
Наше видеоинтервью с Иваном, которое мы опубликовали ещё в июле этого года, я не просто так назвал «Повелитель абсурда». У Ивана есть даже студенческая награда в номинации «За создание атмосферы современного абсурда», которой он очень гордится. И страсть к созданию такой атмосферы видна даже в постановке такой классической пьесы, как увиденная мной «Волки и овцы».
Конечно, общая канва классики здесь чётко прослеживается, но абсурд присутствует буквально во всём. Например, в некоем скоморошестве спектакля, когда на сцене пляшут и дурачатся косматые бородатые мужики, в нарочито ярких косоворотках и сапогах. И даже сцена похорон совершенно не диссонирует с такими плясками. Наверное, потому, что и она сама по себе доведена до абсурда, скажем, тем молниеносным движением руки, когда присутствующие крестятся у гроба. Вот представьте себе такую набожную богомолицу, у которой это крестное знамение стало настолько обычным явлением, что превратилось в чистую формальность, и накладывается на лик в абсолютно любой непонятной ситуации.
Антиподом тем мужикам видятся главные герои, которые по сцене ходят в обычной современной одежде. А прощелыга Горецкий и вовсе выходит на сцену в красном спортивном костюме. И это тоже воспринимается как абсурд. Только центральный персонаж – Евлампия Купавина, которую все хотят облапошить и обобрать, одета в платье, напоминающее женские наряды XIX века. А вот её «благодетельница» Меропия Мурзавецкая, которая тоже хочет приложить руку к деньгам богатой вдовушки, напротив, одета в современные зауженные брюки и пиджак, и ходит на высоких каблуках. В то же время её дворецкий Павлин, кстати, один из самых ярких персонажей, будучи простолюдином, одет самым «подобающим» образом – в стиле всё тех же фоновых бородатых мужиков. Павлина играет Егор Расторгуев, который, не побоюсь этого слова, является настоящим украшением спектакля.
Ещё один интересный персонаж – Глафира Алексеевна. Я не знаю, как её представлял Александр Островский, но в данном случае мы видим человека противоречивого, состоящего из двух сущностей. То она мечтает об уходе в монастырь, ходит в платье «в пол» и повязывает голову платком, то вдруг перевоплощается в развязную девицу, поставившую перед собой цель выйти замуж за богатого. Конечно, Елизавета Азаренкова, представшая в образе платиновой блондинки, совершенно роскошно сыграла эту роль. Но, на мой взгляд, её выход на сцену в купальнике – это уже некий перебор, который абсурдом трудно оправдать. Да, в своё время и «Гамлета» мхатовцы играли голышом, но там хотя бы общая тенденция была такова.
Впрочем, подобных пикантных моментов в спектакле хоть отбавляй. Мужчины их точно оценят. Иной раз смотришь на сцену, открыв рот, и невольно текст мимо ушей проскальзывает, настолько ты поражён происходящим…
А вот, к примеру, господин Беркутов, которого играет Семён Горошок, совершенно не убедителен. И хочется поверить ему, и в то же время нет в этом персонаже какой-то глубины. Он, по идее, должен быть похож на Сергея Паратова из «Жестокого романса» в исполнении Никиты Михалкова (тем более, что в спектакле есть совершенно прямолинейные отсылки к этому фильму), человека бессердечного, озабоченного извлечением выгоды, однако располагающего к себе. Но нет. Не дотягивает. Из-за этого у зрителя может сложиться впечатление, что у Беркутова миссия спасителя ситуации, а это было бы явным упрощением и снизило бы драматичность спектакля.
Впрочем, каждый театрал сам сделает для себя выводы, увидев эту постановку. И как бы я ни придирался к ней, одно точно ясно – это работа очень высокого режиссёрского уровня. Да и артисты выложились здесь по полной, создав ярких и неповторимых персонажей.