5 февраля 85-летие со дня рождения отметила Валентина ШКАРБАН, заслуженный работник физической культуры и спорта Российской Федерации, ветеран труда, отличник физической культуры и спорта. Кроме того, она не раз завоёвывала высокие призы в соревнованиях по велосипедному спорту.
Более 35 лет Валентина Климентьевна работала в области физической культуры и спорта города юности. Кататься на велосипеде она научилась в детстве, когда ещё до второй половины руля не доставала. Ездила под рамой — одна рука на седле, вторая держала руль. Освоить велосипед её заставила жизнь. Во время проживания в военных городках Приморья в школу приходилось ездить за 10-12 километров. Зимой на машине подвозили, а когда и на коньках добегала.
— С коньков у меня всё и началось, — вспоминает Валентина. — К тому времени мы уже жили в Комсомольске, в бараке на Огнеупоре. Я училась в женской школе №11 на Амурстали, а на Металлургов был каток, там мы тренировались, бегали на коньках. Зимой в мороз, одежда плохонькая. Летом, чтобы мы не теряли формы, нас сажали на корявые велосипеды. И мне надоело мерзнуть. В школу идёшь – мёрзнешь, обратно – тоже. Ещё и на каток ходить и там мёрзнуть. Пересела на велосипед и с коньками распрощалась.
После школы было профтехучилище, работа крановщицей на заводе «Амурсталь». Учиться было невозможно: во вторую смену уходишь — и неделя без учёбы. Тогда Валентина перешла на завод имени Ленинского комсомола, где ей дали возможность и заниматься спортом, и учиться в техникуме. На ЗЛК, сочетая работу с активными занятиями спортом, неоднократно становилась победителем и призёром краевых и региональных соревнований по велоспорту. Была чемпионкой республиканского совета ДСО «Труд» и призёром Центрального совета. Выполнив норматив мастера спорта СССР в 1968 году, стала ведущей велосипедисткой Хабаровского края, успешно выступала в групповых велогонках на Всероссийских соревнованиях за сборную Дальневосточного региона.
— Самым сложным было во время тренировок оставлять ребёнка под присмотром чужой бабушки. Муж посменно на работе, у меня тоже смены и тренировки. Сложно работать в командной гонке. Надо было подтягивать тех, кто слабее.
Самая памятная гонка для Валентины Климентьевны была та, что проходила в Георгиевске, небольшом городке Ставропольского края. Там проходили соревнования по выполнению нормативов на звание кандидатов и мастеров спорта. Девушки шли на дистанциях 25-50-75 километров.
— На трассе собирались группы по 120 человек, скорость огромная — чуть кто зазевался — и уже летит асфальт целовать. И это на советских велосипедах. Сейчас-то велосипеды куда лучше. Лёгкие, одним пальцем можно поднять, комфортные сиденья, такие педали, отличные тормоза. Такое чувство, что он сам едет! А мы сами сиденья делали, чтобы мягче были.
С 1974 года Валентина Климентьевна перешла на тренерскую работу. Сначала тренером-инструктором спортивного клуба «Амур», затем тренером-преподавателем по велоспорту в детско-юношеской спортивной школе.
— Нашего тренера посадили за махинации, и велосипедистов некому было тренировать. Мне с подругой предложили заняться тренерской работой. Конечно, было тяжело, особенно в плане зарплаты, на заводе я получала 400 рублей, а ушла на 80.
Окончив Хабаровский государственный институт физической культуры и спорта, Валентина Климентьевна продолжила тренерскую работу.
Сегодня, сравнивая советский период спорта и современный, моя собеседница критически высказывается о нынешней молодёжи. Дескать, ленивая она стала, и выбрать в спорт не из кого. Днями напролёт в компьютерах, телефонах сидят. Но всё-таки следит она и за теми, кто занимается спортом, пусть их и не так много, как в прежние времена.
— Здоровья нашим спортсменам, сил, старания и терпения. Надо стараться, не жалеть себя. Сказано тренером бегать по лестницам 120 раз – бегай. Мы тренировались на стадионе «Авангард». Под трибуной были лестницы под шаг, и мы по ним ходили и бегали. Посмотрите, какие сейчас тренажёры, какое обеспечение. У нас даже медика не было.
За время своей тренерской работы Валентина Климентьевна воспитала целую плеяду высококвалифицированных спортсменов: более 40 мастеров спорта, десятки кандидатов в мастера спорта, спортсменов первого разряда, сотни спортсменов массовых разрядов. Её воспитанники ежегодно становились победителями и призёрами всероссийских соревнований, входили в состав юношеских и юниорских сборных команд страны, выступали в основном составе сборной команды России на международных соревнованиях.
Сейчас Валентина Климентьевна на пенсии. Но по возможности она помогает в проведении соревнований и тренерской работе.
Два века, два колеса
Первый велосипед в том виде, в каком мы его знаем, то есть с седлом и педальным приводом на колёса, появился в Великобритании в 1839 году. Вернее, в Шотландии. Только привод на задние колёса был не цепным, а шатунным.
Автор изобретения кузнец Киркпатрик Макмиллан не знал, что его детище останется с человечеством на долгие годы. Правда, имя изобретателя сегодня помнит лишь Википедия.
Деревянные повозки
Что же касается названия, то автором слова «велосипед» стал француз Жозеф Нисефор Ньепс, известный также как изобретатель фотографии. Да и вообще Франция стала законодателем мод в велосипедном спорте. Первая гонка на двухколёсных мускульных экипажах состоялась в 1868 году. Трасса была длиной всего 2 км и проходила через парк парижского пригорода Сен-Клу. Зато уже через два года велосипедисты вышли на куда более значительную дистанцию – 120 км. Она соединяла Париж и Руан. Ездить на тогдашних деревянных велосипедах было весьма непросто – чемпиону удалось развить скорость всего 11 км/ч.
Первые международные состязания состоялись в 1893 году в Чикаго (США). Для этого там был построен специальный велотрек. Уже через три года после этого велоспорт был признан олимпийским видом.
Вокруг света
В 1884 году британец Томас Стивенс отправился в первую велосипедную кругосветку. Его машиной стал британский вид велосипеда, так называемый «пенни-фартинг». Мы знаем его по двум сильно различающимся в размерах колёсам – заднее совсем маленькое, переднее – гигантское.
Выехав 22 апреля из Сан-Франциско, Томас уже через 103 дня прибыл в Бостон. При нём были лишь запасные носки, пара рубашек, плащ-палатка и револьвер. Везде его радостно встречали члены велосипедных клубов, они и обеспечивали путешественнику кров и питание.
Друзья отговорили Томаса ехать через Россию, поэтому, проехав через Европу, он повернул в сторону Афганистана и был там арестован. Американца выпроводили в Персию, где он сел на российский пароход и добрался до Баку. Затем его путь пролегал через Индию и Китай. В Поднебесной он испытывал наибольшие языковые трудности, однако без помех добрался до Японии. В Иокогаме Стивенс сел на пароход и приплыл туда, откуда начал путешествие, – в родной Сан-Франциско.
Всего в пути Томас провёл около двух лет, проехав 13 500 км. За всё путешествие его машина показала себя с самой лучшей стороны. Лишь в Константинополе пришлось поменять шины и спицы. Там же американец приобрёл себе и оружие получше.
Заметки о путешествии были опубликованы в двухтомнике «Вокруг света на велосипеде». Впоследствии велосипедист совершил путешествие по России, во время которого отметил полное отсутствие конституционных прав в стране, но предрёк ей большое будущее.
Безопасный, но опасный
Велосипед в том виде, в котором мы его знаем, появился в 1884 году благодаря изобретателю Джеймсу Старли. Он назвал свой экипаж «безопасным велосипедом», а ещё через три года были придуманы пневматические шины.
Каким бы безопасным ни называли велосипед, а велоспорт остаётся одним из наиболее травматичных видов спорта. Велосипедисты подвержены травмам от ссадин и ран, полученных при падении, до тяжёлых черепно-мозговых травм и множественных переломов. Характерны для велосипедистов и повреждения, возникающие в результате перегрузок и положения спортсмена во время езды.
Тем не менее велосипед остаётся не только популярным видом спорта, но и просто средством передвижения. В условиях энергетического кризиса и экологических проблем это, пожалуй, одно из лучших решений. Быстрее, чем пешком, и чище, чем на автомобиле. Да и здоровью явная польза, когда сохраняешь меры предосторожности.
Материалы подготовили Евгений СИДОРОВ и Олег ФРОЛОВ