ТОННЕЛЬ ПОКОЛЕНИЙ

В истории нашей страны было немало трагических моментов, когда поколения людей, попадая в жернова репрессий или тяжёлых жизненных обстоятельств тех или иных времён, тем не менее оставались людьми и хранили память о своих предках и  нелёгком прошлом, в котором им пришлось жить.

Незадолго до 30 октября — Дня памяти жертв политических репрессий —  в редакции газеты «Дальневосточный Комсомольск» состоялась интересная беседа. Комсомольчанин Виктор Владимирович ЗАГРЯНИН поведал нам историю своей семьи.

В 1930-е годы его отец и мама были высланы из Украины в Северный Казахстан, в Петропавловск. Пока всем селом добирались до места ссылки, умерло половина народа. Кое-как доехали.

— Не помню, за какую провинность, но отца из Казахстана отправили в лагерь Комсомольска-на-Амуре, — рассказывает Виктор Владимирович. – Это было в 1938-39 гг.

В те времена на Пивани располагалось три Нижне-Амурских исправительно-трудовых лагеря: два мужских и один женский. В одном из лагерей находился Владимир Загрянин. При строительстве тоннеля активно использовались динамит и аммонал, и в один из дней при проведении буровзрывных работ Владимиру оторвало ноги, и уже как инвалида его отправили в Казахстан. Как жилось в те годы инвалидам, да ещё и ссыльным, думаю, известно многим. Тяжёлые были времена. В 1955 году родился сын Виктор.

— В том же году умер отец, а может, его убили. Не знаю, маленький был, подробностей мне не рассказывали.

Проблема была в том, что у матери был брат, который был фанатичным бандеровцем, и в какой-то момент он собрался убить сестру и её ребёнка, то есть Володю, которому на тот момент было всего один год. Однажды ночью он с подельником ворвался в дом, но бараки репрессированных были одинаковыми, и пьяные бандиты их перепутали. Залезли в комнату какой-то бабки, та в крик, бандиты убежали. В результате их поймали и осудили.

Мама Виктора от греха подальше уехала в Комсомольск, где устроилась на ЗЛК. Жили на ул.Кирова в районе аккумуляторного завода, в бараках. В 1964 году, когда Виктору исполнилось девять лет, умирает мама.  

Дальше всё стандартно. Детдом №1 на 66-м, в котором надо было существовать по законам стаи. Впоследствии из 15 человек детдомовской группы только четверо вышли в люди, остальные пошли по лагерям.

В 15 лет Виктор ушёл из детдома и отправился в Хабаровск в профтехучилище, где отучился на столяра.

— В училище принимали с 16 лет, меня едва взяли. Там и питание давали, и обмундирование, и общежитие. Выучился, вернулся в Комсомольск, работал сначала по специальности, затем перешёл в пожарную службу. Сначала был рядовым, затем предложили учиться в Иркутском пожарно-техническом училище. Получил специальное образование, стал офицером, начальником караула на ТЭЦ-2.

С выходом на пенсию Виктор Владимирович приобрёл дачу на Пивани и  занялся увековечиванием памяти строителей Пиванского тоннеля.

— Изначально хотел найти могилу матери, но так и не нашёл. Думаю, поставлю памятник здесь и ей, и отцу, и всем пострадавшим от репрессий.

В то время дачники Пивани превратили тоннель в мусорную свалку. Сначала Виктор поставил ограждение из колючей проволоки, затем поднял общественность, обратился к известному комсомольскому историку-краеведу Марине Кузьминой, и после серии статей в прессе мусор из тоннеля стали вывозить, а в посёлке поставили мусорные контейнеры.

— Сначала хотелось сделать музей, но к тому времени тоннель настолько разрушился, что там было опасно находиться.

И тогда Виктор Владимирович решил установить памятный знак родителям и всем, кто принимал участие в строительстве Пиванского тоннеля. В августе 2010 года сварил из металла и поставил перед входом в тоннель со стороны Амура крест высотой с пятиэтажный дом. Разместил на нём зеркала, и теперь при солнечном свете крест сияет на километры вокруг. Затем рядом воздвиг скульптуру Богородицы.

— Все мы сражаемся, жертвуем собой, за Россию. И монумент Богородицы – это память россиянам, погибшим на войне.

Строительство продолжалось пять лет. Пришлось пилить и корчевать деревья, как когда-то корчевали лес заключённые пиванских лагерей. Просто представьте, каково это в одиночку валить и перетаскивать стволы лиственниц, носить с берега камни с мраморной крошкой. Они на века, это не скальник, который рассыпается. Постепенно рядом с памятными знаками сформировалось вполне достойное место отдыха комсомольчан: цветочная клумба, место для стоянки машин, столики, мангал.

Люди относятся с уважением, никто не мусорит, хотя народу собирается много, приезжают на машинах, молодёжь ставит палатки, через Амур смотрит салют в городе.

— Что было, то было, ничего не изменить, — говорит Виктор Владимирович. — Так получилось, что теперь сделать? С высоты нашего времени о прошлом легко судить, но имеем ли мы право? Надо просто жить и стремиться, чтобы люди знали своё прошлое.

Преемственность поколений проходит через всю историю нашей страны. Сейчас сын Виктора Владимировича Андрей принимает участие в специальной военной операции на Украине.

Кстати, надо отметить, что стремление Виктора Владимировича к изучению истории родного края принесло неожиданные плоды. Несколько лет  назад на рыбалке ему довелось вытащить из реки каменную рыбу, возраст которой специалисты впоследствии оценили от четырёх до семи тысяч лет. Эта рыба сейчас находится в городском краеведческом музее.

Евгений СИДОРОВ. Фото Виктора ЗАГРЯНИНА

Яндекс.Метрика