Уже неделю в Комсомольске и Комсомольском районе наблюдается массовый лёт бабочек непарного шелкопряда. Люди обеспокоены обилием на улицах и приусадебных участках этих насекомых, которых принято считать вредителями. Ситуацию прокомментировала энтомолог Комсомольского заповедника Ольга КУБЕРСКАЯ.
Подготовила Александра СТЕПАНОВА, специалист по связям с общественностью филиала Комсомольский ФГБУ «Заповедное Приамурье»
– Расскажите, пожалуйста, что это за вид такой и чем он опасен?
– Непарный шелкопряд – это бабочка, распространённая в умеренных широтах Евразии и завезённая в Северную Америку. Наша азиатская раса непарного шелкопряда – самая агрессивная и отнесена к карантинным объектам в России. Гусеницы этих бабочек чрезвычайно прожорливы: в Хабаровском крае способны поедать порядка 70 видов растений. В годы массового размножения в лесах от гусениц особенно сильно страдают дуб, липа, берёза, осина, ивы, а в садах – фруктовые деревья (яблони, сливы). Одна гусеница съедает до 30 килограммов листьев. Без листьев, а значит без фотосинтеза, растения ждёт гибель.
– В Комсомольском заповеднике наблюдается такая же активность бабочек?
– Да, их там достаточно много. Массовый лёт наблюдается по всему Комсомольскому району. Например, в Комсомольске-на-Амуре бабочки летают прямо по улицам.
– Они могут как-то навредить людям? Переносят какие-то заболевания?
– Нет, бабочки непарного шелкопряда совершенно безобидны для людей. И длядеревьев опасность представляют именно гусеницы непарного шелкопряда, а не сами бабочки. Главная задача этих насекомых сейчас – отложить яйца, продолжить род, и больше ничего.
– Когда в последний раз отмечался всплеск численности вредителя и почему это происходит сейчас?
– Всплеск численности непарного шелкопряда в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровском крае крайний раз наблюдался в 2006-2008 годах. Причём синхронно в те же годы от вредителя страдали Приморье, Забайкалье и Китай. Почему так происходит? Хороший вопрос, на который до сих пор нет однозначного ответа. Это могут быть и погодные условия (как в этом году – сухие и тёплые весенне-летний период и предшествовавший ему осенний), и взаимосвязь физиологических процессов растительного сообщества и собственно популяции вредителя, и цикличный характер динамики численности шелкопряда. Интересно, что в соседнем Хабаровске, например, сейчас всё спокойно.
– Если сейчас много бабочек, означает ли это, что нас ждёт нашествие гусениц в следующем году?
– Нет, это необязательно. Конечно, если бабочек много, они отложат большое количество яиц. Но далее им нужны будут благоприятные условия. Если зима будет достаточно мягкая, яйца смогут сохраниться, и тогда на следующий год произойдёт вспышка. Здесь, как говорится, решаем не мы, а природа. Но, когда происходит такая вспышка численности бабочек, нельзя её игнорировать. Нужно спокойно, без паники оценить ситуацию и иметь «в рукаве» план на случай неблагоприятного исхода.
– И как же, например, садоводам-огородникам бороться с вредителем, если гусеницы всё-таки появятся?
– Самое простое – механически собирать вредителей и сжигать яйцекладки. Можно также обрабатывать поражённые участки нефтепродуктами и инсектицидами, использовать клеевые кольца, которые крепятся на стволы и препятствуют подъёму гусениц из яйцекладок, расположенных у корней, в кроны деревьев.
– Что будет дальше? Бабочек будет становиться ещё больше?
– Нет. Бабочки непарного шелкопряда живут не очень долго. Вспышка уже начинает идти на спад и через неделю-две завершится. Кроме того, численность непарного шелкопряда также регулируют его естественные враги, к которым относятся некоторые виды жужелиц-красотелов, наездников, птиц. Как и любой биологический вид, шелкопряд подвержен вирусным и бактериальным болезням.
Заповедник благодарит за дополнительные консультации с.н.с., к.б.н. лаборатории экологии животных ИВЭП ДВО РАН Д.К. Куренщикова.