Практически всю прошлую неделю – со вторника по субботу – первый заместитель председателя Законодательной думы Хабаровского края Сергей Зюбр работал на своём избирательном округе в Комсомольске-на-Амуре. За эту командировку нужно было многое сделать. А теперь всё по порядку.
Будучи вторым человеком в краевой Думе, Сергей Зюбр курирует работу двух постоянных депутатских комитетов: по вопросам промышленности, предпринимательства и инфраструктуры; по вопросам строительства, ЖКХ и ТЭК. То есть, по большей части, его специализация – экономика и финансы. Но эта командировка была приурочена к 30-летию принятия действующей Конституции Российской Федерации и практически полностью посвящена детям и учащейся молодёжи. Своего рода конституционный ликбез для юных граждан, которые вот-вот обретут право голоса.
Каков был план
В первый день – встречи в формате лекции-диалога со старшеклассниками школ №№ 34, 6 и 31.
Потом – просветительское мероприятие в Доме молодёжи для учащихся ссузов и студентов местных вузов: выступления лекторов плюс интеллектуальная игра с вопросами на знание Конституции РФ в оригинальной и занимательной форме.
Ещё – встреча с министром здравоохранения края (он тоже в эти дни был в нашем городе) по острым вопросам работы комсомольского онкодиспансера и строительства нового корпуса учреждения в рамках Долгосрочного плана развития города.
Отдельный день – для встреч с директорами и воспитателями комсомольских детсадов: у них накопились вопросы по оснащению учреждений и обеспечению социальных гарантий в условиях нехватки кадров.
Плюс ещё ряд встреч, и обязательный пункт – приём избирателей, чьи интересы депутат представляет в краевой Думе как избранный от одномандатного округа № 21 «Молодёжный». В него, напомним, входят микрорайоны Привокзальный, Новый Ленина, Таёжный, Большая и Малая Хапсоль, посёлок Огнеупорный, Химчистка и квартал ТЭЦ-1.
Зачем ликбез?
Когда гость из краевой Думы задал ребятам вопрос, с какого класса они изучают Конституцию РФ, то в 34-й школе из зала крикнули, что с девятого, а в школе № 6 уточнили, что само понятие об основном законе государства дают уже в седьмом классе, а сам документ не изучается. На встречи в школах были приглашены девяти- десяти- и одиннадцатиклассники, поэтому представление о Конституции все должны были иметь.
Да? Ну, посмотрим…
Школьники бодро ответили на вопрос о разделении ветвей власти и о том, кто принимает федеральные законы в России. Оказалось, что знают о двухпалатном устройстве Федерального Собрания. «Срезались» (хотя, надо признать, не все) на «немножко провокационном» вопросе: «Кто ещё, кроме депутатов регионального парламента, может принимать законы Хабаровского края?» Послышались неуверенные ответы, что губернатор (ну, да, он ведь глава региона, значит, главный и потому может…). Сергей Зюбр терпеливо разъяснил, что губернатор и краевое правительство – это исполнительная власть, а законодательные полномочия принадлежат исключительно краевой Думе. Заодно рассказал, как устроена и работает Дума, как в неё избираются и сколько партий в ней сегодня представлены. Школьники в ответ блеснули знаниями о разнице между (не)парламентскими партиями.
Ликбез начался.
А вы знали, что?..
Депутат рассказывал то, что в рамках школьной программы дети вроде бы изучали, но разрозненно и на разных предметах, а потому могли не удержать в памяти или не свести воедино. То есть сделал небольшой концентрированный экскурс в историю появления и изменения Конституций в российском государстве.
Например, в первой из них, принятой в 1918 году, законодательно закреплялись диктатура пролетариата и курс на Мировую революцию. А все, кто жил на нетрудовые доходы и использовал наёмный труд, лишались политических прав. Частная собственность была упразднена и подлежала насильственному изъятию, а «паразитические» слои общества – подавлению и уничтожению.
Конституция 1925 года поубавила жёсткости многим формулировкам, ведь Советская власть к тому времени победила, и Гражданская война кончилась. Было провозглашено новое государство (СССР) с федеративным устройством, а Россия (РСФСР) становилась его составной частью. Об истреблении «паразитического» элемента уже речи не было, о Мировой революции – тоже. Церковь большевики отделили от государства и более-менее смирились с её существованием, отказавшись от полного уничтожения.
В Конституции 1937 года («Кстати, в честь кого её назвали, как вы думаете, если это был 37-й год?» – «Сталина!» – «Правильно!») впервые появились отдельные главы, посвящённые правам, обязанностям и политическим свободам граждан. Отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку – просто потому, что все эксплуататорские классы уже ликвидированы. Впервые введено всеобщее, прямое избирательное право при тайном голосовании. С этого же момента каждая из союзных республик получала собственную Конституцию, которая действовала в рамках и на основании общего для всего СССР закона.
Принятая в 1977 году «брежневская» Конституция СССР и вслед за ней в 1978 году – РСФСР отражала наступление эпохи «развитого социализма». Говорилось уже не о диктатуре победившего пролетариата, а об однородном советском народе, которому принадлежит вся полнота власти. Перечень прав граждан пополнился правом на жилище и охрану труда. И впервые появилась норма о суверенитете РСФСР.
«Ельцинская» Конституция 1993 года принималась на фоне масштабного политического кризиса в стране, и по мере изменения ситуации в неё неоднократно вносились поправки. Самые значительные – в 2020 году, они закрепили в том числе приоритет основного закона государства над международным правом, запрет на отторжение российских территорий и социальные обязательства государства перед народом.
Зачем так подробно?
На этот вопрос ответила Вироника Козырева, однопартиец Сергея Зюбра по ЛДПР и председатель постоянной комиссии комсомольской городской Думы по социально-правовым вопросам – она сопровождала гостя во многих мероприятиях этой командировки и участвовала во встречах со школьниками.
Так вот, она задала ещё один «немножко провокационный» вопрос: «Вы знаете, что такое демократия?» Школьники тут же воодушевлённо ответили, что это свобода и соблюдение равных прав и свобод для всех граждан. Но забыли добавить, что это власть большинства (а значит, всегда будет оставаться недовольное меньшинство).
Тогда Вироника Козырева напомнила, что за Конституцию 1993 года, по которой мы живём уже 30 лет, на самом деле, проголосовало лишь 32% тогдашнего взрослого населения России. Как так? Да просто! Ведь Сергей Зюбр чуть ранее во время своего выступления называл цифры: явка составила 54,81%, то есть полстраны вообще в этом не участвовало. Из тех, кто пришёл, «за» проголосовали 58,43%. То есть больше половины от чуть больше половины, а никакое не большинство. Таким образом, чтобы демократия реально работала, надо обязательно участвовать в выборах, убеждала депутат завтрашних избирателей, а, чтобы уметь сделать правильный выбор, надо быть грамотным в правовом отношении.
Проверь себя
Вдохновляющая речь закончилась неожиданно:
– Поэтому сейчас мы с вами немного поиграем.
И школьникам устроили викторину на знание действующей Конституции – с теми же вопросами, которые назавтра планировалось задать учащимся ссузов и студентам вузов в Доме молодёжи.
Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к Чудовищу? (Право на свободу передвижения).
Какое право Зайчика было нарушено в сказке «Заюшкина избушка», когда его Лиса выгнала? (Право на неприкосновенность жилища).
От какого права отказался Буратино, продав свою азбуку за пять сольдо? (Право на образование).
И так далее, пока время встречи депутатов со школьниками не истекло. Судя по реакции, ребятам понравилось (как и подарки самым активным участникам). А гостям понравилось, что правильные ответы так и сыпались со всех сторон: значит, образованное поколение растёт.
С Новым годом!
Готовясь к разговору о главном законе страны с учениками 6-й школы, первый зампред краевой Думы, однако, не забыл и о главном наступающем празднике.
– Хочу поздравить моих избирателей и всех земляков с наступающим Новым годом! – сказал депутат. – С этим праздником каждый человек связывает надежды на изменения к лучшему, и мы действительно можем их добиться сами, каждый на своём месте: производя нужную стране продукцию, а в случае с депутатами Законодательной думы Хабаровского края – принимая нужные стране и нашему региону решения в рамках краевого законодательства. А сегодняшним школьникам хочу пожелать успехов в учёбе, чтобы потом они могли выбрать в жизни дело по душе и быть по-настоящему активными гражданами своей страны.
Депутат добавил, что эта встреча был задумана как разговор не с сегодняшними детьми, а с завтрашними избирателями.
Андрей МЕЛЬНИКОВ. Фото предоставлены Сергеем ЗЮБРОМ