В городском краеведческом музее 20 марта состоялось открытие выставки «БАМ: романтика, судьба, дорога», посвящённой 50-летию Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Пятьдесят лет назад на всю страну прогремело звонкое слово — БАМ! В стране объявили начало колоссального по сложности и масштабам затрат строительства железной дороги, которая на сегодняшний день является одной из наиболее значимых, стратегически важных транспортных коммуникаций на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока.
В церемонии открытия выставки приняли участие ветераны, которые непосредственно трудились на строительстве железнодорожной магистрали и моста через Амур, ветераны железнодорожных войск, представители Комсомольского отделения ДВЖД, учащиеся железнодорожного лицея №21 и общественность.
Многие советские люди задавали вопрос: зачем нужен был БАМ? Дело в том, что уже в 20 веке мощности Транссиба не хватало. Страна приступила к развитию Сибири и Дальнего Востока, было открыто много богатейших месторождений полезных ископаемых, которые нужно было осваивать и вывозить. Без транспортной составляющей это было невозможно. Кроме того, в строительстве были заложены и требования военных: обеспечить безопасность перевозимых грузов путём строительства дополнительной железной дороги на удалении от государственной границы с Китаем, поскольку в те времена отношения с соседями за Амуром у нас были не очень дружеские.
Именно поэтому в 1974 году в таёжных дебрях Сибири и Дальнего Востока началась в буквальном смысле стройка века, на строительство поднялась вся страна. БАМ прославляли в стихах и песнях, которые навсегда остались в нашей памяти: «Бамовский вальс», «Яростный стройотряд», «Где-то на сопках багульник цветёт».Бамовскую романтику продвигали такие певцы, как Дин Рид, и ансамбль «Пламя», ВИА «Самоцветы», и телерепортажи с московских вокзалов с видом пассажирских поездов, заполненных комсомольцами-добровольцами в стройотрядовских куртках. Хотя надо признать, большую часть работы, особенно на Восточном участке строительства магистрали взяли на себя железнодорожные войска и военные строители.
— БАМ – это дорога, которая сплотила всю страну, — сказал Валерий Чупахин, руководитель филиала профсоюза железнодорожников. — Мы, молодые, приехали сюда за туманом и за запахом тайги. И сейчас, вспоминая то время, понимаешь, что БАМ — это дружная семья, взаимовыручка, взаимопомощь, где главное советское правило — человек человеку друг, товарищ и брат.
Машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Комсомольска-на-Амуре Виталий Парамонов за работу на Байкало-Амурской магистрали был удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
— Начал работу на БАМе в 1989 году, — вспоминает Виталий Викторович, — помощником машиниста, машинистом, машинистом-инструктором. Провёл через перевалы и туннели все экспериментальные поезда. Раньше работать было гораздо тяжелее, локомотивы старые, однопутная дорога, медленный ход. Сейчас благодаря нашим строителям у нас новые станции, новые перегоны открываются, движение поездов стало очень быстрым, пришли новые мощнейшие локомотивы, которые вывозят 7 100 тонн и тянут составы по 71 вагону.
Я приглашаю молодёжь в наше локомотивное Комсомольское депо, работы хватит всем.
Кстати, комсомольчане живут на территории, которая в 70-е годы замыкала восточную ветку БАМа, то есть практически все материальные силы участка формировались в Комсомольске. Конечная цель железнодорожной магистрали — выйти на побережье Татарского пролива.
Таким образом, строительство моста через Амур было предопределено. Для выполнения работ создали Мостоотряд №26, и 23 сентября 1975 года мост через реку Амур сдали в эксплуатацию с оценкой «отлично». Ещё один мост соединил берега великой дальневосточной реки и обеспечил выход грузопотока к океану.
В наше время многие даже представить себе не могут, что такое строительство железнодорожной магистрали в тайге. 4 300 км через горные хребты, буреломные леса, болота, бурные большие и малые реки, грунт — вечная мерзлота, невыносимая жара летом и лютая стужа зимой. Можно прямо сейчас выехать в тайгу за 50 км от Комсомольска и понять, что чувствовали первые десанты бамовцев.
Как уже говорилось, Восточный участок БАМа строили в основном военные строители, воины железнодорожных войск.
Присутствующий на открытии выставки майор железнодорожных войск в отставке Андрей Чуденин вспоминает:
— После военного училища я был направлен на Восточный участок БАМа. Тайга, первые просеки, 20-местные палатки, печки-буржуйки, койки в два яруса, все спали на втором, там теплее. Грунт, смешанный со льдом, бывало, ломы ломались, а морозы такие, что, если солдатский ремень из кожзама, он лопался от мороза.
Писатель-краевед, почётный железнодорожник, автор многих книг о Дальневосточной железной дороге, настоящий летописец железной дороги, Владимир Зуев о Байкало-Амурской магистрали может рассказывать часами.
— БАМ – в сердце моём остался навсегда, — говорит Владимир Фёдорович. — Я вырос на БАМе, всё при мне и началось. Силы были брошены огромные. Гордость была за страну, которая затеяла такую масштабную стройку. Много пришлось преодолеть трудностей, но магистраль построили.
Задача перед строителями железнодорожной магистрали стояла трудная, и находились недальновидные политики, которые в 90-е годы говорили, что БАМ — это дорога в никуда, на самом деле сильно ошибались.
Сегодняшний день говорит нам о том, что эта дорога востребована. Правительство приняло решение о расширении БАМа. Строятся вторые пути, недавно пробили второй Дуссе-Алинский туннель, намечено строительство второго Кузнецовского туннеля, строительство возле Комсомольска второго железнодорожного моста. Эти решения приняты, и возрождение мостоотряда обязательно будет.
Огромное инвестиционное вложение в реконструкцию БАМа разделено на два этапа. Российские железные дороги заложили на это 1 триллион 603 миллиарда рублей. За десять лет начиная с 2013 года было освоено 673 миллиарда рублей, объём перевозок увеличен до 158 миллионов тонн грузов. К 2032 году планируется увеличение объёма перевозимых грузов до 270 миллионов тонн.
Возвращаясь к выставке, следует отметить, что сотрудники краеведческого музея совместно с партнёрами из Тындинского музея истории БАМа проделали огромную работу. Основной частью юбилейной выставки являются экспонаты из фондов краеведческого музея Комсомольска-на-Амуре, которые собирались в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Это и уникальные фотоматериалы городских фотографов Александра Лоскутникова, Вадима Коробкова, Николая Кузина. К примеру, фотография последней ледовой железнодорожной переправы через Амур, а также картины, плакаты с тематикой БАМа, рабочий инструментарий, одежда бамовцев и сувениры.
Выставка продлится до 15 мая 2024 года.
Евгений СИДОРОВ. Фото автора