Нам в редакцию позвонили из детского дома № 34 и предложили встретиться с интересной многодетной семьёй комсомольчан Любови и Андрея ОРЛОВЫХ. Мы вообще любим такие истории, а тут ещё на дворе Год семьи… Ну, встретились, поговорили, и вот что из этого вышло.
Любовь Орлова работает в детском доме № 34, она педагог-психолог в службе по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей. Устроилась в учреждение в 2019 году, и почти сразу туда поступили две сестры – Эвелина и Диана: их мама умерла от сердечного приступа на фоне тяжёлой формы эпилепсии. Девочкам было 10 лет и четыре года соответственно. Родственников, которые могли бы взять их к себе, не оказалось: девочки от разных отцов, которых толком не знали (в соответствующей графе их свидетельств о рождении стоял прочерк). Была ещё бабушка, но уже старенькая, на инвалидности, поэтому оставлять детей на её попечении было нельзя, и сёстры угодили в казённое учреждение.
– Когда к нам поступают дети из асоциальных семей, им обычно в детском доме нравится: тут спокойно, кормят по расписанию, окружают заботой, родители хоть и поражены в правах, но живы и где-то поблизости, – объясняет Любовь Викторовна. – А для деток из благополучных семей стать сиротой и очутиться в детском доме – трагедия.
У Эвелины с Дианой семья была хоть неполная, но вполне нормальная. Мама их любила, на учёте как неблагополучная не состояла, и, оставшись без неё, девочки переживали сильнейший стресс. В детском доме всего боялись, и Любовь Орлова придумала забрать сестрёнок к себе на каникулы по программе гостевой семьи. Сама же тем временем подыскивала им подходящую семью для удочерения.
Проходит меньше месяца, и девочки начинают звать мужа Любови Викторовны папой. Ещё через пару недель её саму называют мамой. Муж поглядел на это и говорит:
– Что же получается! Они нас папой и мамой зовут, а ты им другую семью ищешь. Ну, найдёшь, и мы девочкам скажем: «Вот ваши новые родители, третьи по счёту»? Нет уж, давай их к нам насовсем.
Так и забрали.
Надо сказать, что к тому времени у Орловых было трое своих детей: старший сын Артём только окончил школу и уехал в Благовещенск учиться в тамошнем вузе на врача, дочери Виолетте было 12 лет, а младшему Семёну – три года. Девчонки быстро подружились, им втроём весело, а Сёме одному скучно. Проходит год, и муж опять говорит:
– Надо что-то менять. Может, возьмём ещё ребёнка, чтобы у Сёмы брат был?
Так у них появился Артёмка, и девчачий перекос в большой семье был устранён. К тому же Артём с Семёном одногодки, так что совсем хорошо получилось. Теперь они ходят в одну школу и учатся в одном классе.
Я удивляюсь:
– Какой у вас муж выдающийся! Расскажите о нём побольше.
И Любовь Викторовна рассказывает, что зовут его Андрей, он высококвалифицированный специалист, горный мастер с серьёзными и редкими допусками по своей профессии. Поэтому его охотно берут к себе крупные компании вроде РЖД на реализацию различных проектов. Работает вахтами, зарплата очень даже приличная, поэтому семья не бедствует: хватает и на прожитьё, и детям на репетиторов, и на регулярный отдых у моря в Краснодарском крае. Первое высшее образование у него педагогическое. Успел поработать учителем истории в школе, потом получил второе высшее, потом третье и вот уже стал технарём и ценным специалистом.
Но вернёмся к детям. Первая семья у младшего Артёма была асоциальной. Мама сама от него отказалась – привела сына в Центр поддержки семьи и детей и заявила, что у неё нет денег содержать ребёнка. Ей предложили оставить сына временно, на полгода, за это время поправить свои дела и потом забрать Артёма назад, чтобы мальчишка рос в семье. Через полгода мать не пришла. Её нашли, напоминают о сыне, а женщина всё своё твердит: нету денег и возможности содержать, пусть в детском доме живёт. Тёма всё это время вспоминал маму и горькую обиду от неё переживал остро. Как-то в запале даже кричал, что вырастет и убьёт маму, потому что она только «водку пьёт и щёлкает семечки». Печальное прошлое пацана потом не раз аукалось, иногда курьёзно.
– Как-то летом мы с ним зашли в магазин купить воды (Артём меня уже мамой звал), – вспоминает Любовь Орлова, – и он вдруг говорит: «Ой, мама, смотри, водочка продаётся!»
При этом пацан умный, в своём первом классе – один из лучших учеников. Всё схватывает на лету, читает хорошо, «математику в уме считает», и память хорошая. В Дом пионеров на Дзёмгах уже третий год ходит на шахматы, преподаватель его хвалит. Характер, правда, шебутной. «Если урок по физкультуре сорвать, так это Артём», – усмехается приёмная мама.
Семён, в противоположность брату, очень спокойный, но учится так же хорошо, как Тёма. На следующий год ребята хотят пойти на спортивное скалолазание, секция которого действует в Центре сложнокоординационных видов спорта. И Диана с ними хочет.
Диана сейчас во втором классе, и, по словам Любови Орловой, учёба ей даётся тяжело: дома приходится часами сидеть над уроками и биться с элементарными вроде бы вещами. Зато и результат виден: в дневнике сплошные четвёрки и пятёрки. К тому же супруг Андрей и тут правильную вещь сказал:
– У Дианки так всё сложно только на фоне остальных наших пятерых детей, а в своём-то классе она далеко не последняя по успеваемости, скорее, обычный «середнячок».
Сам «середнячок» к трудностям в учёбе относится философски и порой заявляет: «Зато я красивая!» И она действительно очень красивая девочка.
Ещё ей нравится английский язык, в котором делает большие успехи. К репетитору по предмету ходит с удовольствием.
Эвелине сейчас 15 лет, учится в восьмом классе. Первая помощница по хозяйству: и в комнате убраться, и что-нибудь на кухне приготовить – это у неё запросто. Особенно любит колдовать над разнообразными рецептами салатов. Уже сейчас говорит, что после школы хочет стать воспитателем: у неё очень хорошо и легко получается возиться с детьми, и Эва сама это любит. Год назад у соседей родилась лялька, так девочка у них чуть не прописалась: и покормит, и переоденет, и погуляет… Всё эдак спокойно, надёжно, со знанием дела. Про своих младших Эва тоже не забывает. Если пацаны и Диана остаются одни дома, то может придумать им общие игры и руководит, чтобы никто не ссорился; с младшей сестрой делает уроки; приносит за ней забытую в школе сменную обувь, легкомысленно раскиданную по всему первому этажу.
Старшей дочери Виолетте сейчас 17 лет, она учится в выпускном 11-м классе, причём только на «четыре» и «пять». Могла бы на медаль пойти, но просто нет времени: девушка поёт, танцует и вообще серьёзно увлечена музыкой. Окончила музыкальную школу, выступает на рок-фестивалях, различных мероприятиях и конкурсах – от «Хрустальной ноты» до школьных выпускных вечеров. Есть своя группа East West, где она играет на ударной установке. Как-то умудряется всё успевать и домой приходит только покушать и переночевать. После школы хочет поступать в Тамбовскую консерваторию, а для подстраховки ещё подать документы в Хабаровский институт культуры. И ещё совсем для подстраховки – в ведомственный вуз МЧС. Почему туда? Ну, вот так ей хочется.
Взрослого сына тоже зовут Артём, он доучивается в Благовещенске на анестезиолога-реаниматолога и третий год работает на «скорой», получая практический опыт. Любит иностранные языки, владеет английским, китайским и чуть-чуть немецким. У Орловых уже несколько лет есть хорошая традиция: на осенние каникулы они всей семьёй обязательно приезжают в Благовещенск побыть со старшим сыном – вместе погулять по городу, сходить в театр, концертный зал и детский развлекательный центр.
Напоследок ещё один штрих к жизни большой дружной семьи. Сейчас Орловы живут в трёхкомнатной квартире, которую приобрели с помощью материнского капитала. И в этом жилище, кроме них, умещается и отлично себя чувствует целый зверинец домашних питомцев. Виолетта одно время была волонтёром в контактном зоопарке «Торопыжка», очень любила заботиться о животных, лечить их и брать на передержку, к удивлению и радости младшей детворы. Однажды принесла с помойки брошенного щенка. Хотели его пристроить в добрые руки, но никто не взял, и собака осталась в доме. Точно так же появились и прижились три кошки с помойки, а в довершение всего – две крысы и черепашка.
Так и живут все вместе – двое родителей и шестеро детей, не считая домашней живности. Образцово-показательная многодетная семья.
Андрей МЕЛЬНИКОВ. Фото из архива семьи Орловых