ЧАЕПИТИЕ В МУЗЕЕ

Культурная пятница прошла в краеведческом музее 24 мая.

Помнится Владимир Ильич Ленин очень любил почаёвничать и всегда строго наказывал соратникам по революционной борьбе: « Чаёк, товарищи, только чаёк…»  

И в этот раз тематическая встреча была посвящена дальневосточному чаепитию.

— Каждая четвёртая пятница месяца у нас – культурная, посвящённая разной тематике, — рассказывает Анна Попова, экскурсовод краеведческого музея. — Чаепитием у нас заканчивается любая культурная пятница, но вот конкретно тематические встречи, посвящённые чаю, бывают два-три раза в год. Первое дальневосточное чаепитие было осенью прошлого года, затем в марте 2024 и вот сейчас. Возможно, будет и летом.

Цель сегодняшнего мероприятия — познакомить комсомольчан с культурой чаепития. Как это было у коренных жителей Приамурья – нанайцев, затем у русских переселенцев в селе Пермском.

Собравшихся гостей встречали в зале археологии, этнографии и природы Приамурья.

Непосредственно перед церемонией чаепития экскурсовод рассказала гостям о традиции употребления чая в селе Пермском и объяснила принцип заваривания чая в старинном самоваре. Так, гости узнали, что раньше чай был дорогой и переселенцы часто заваривали различные травы: иван-чай, листья смородины, липы, берёзовую чагу.

После изучения самовара гости расположились за столом, на котором были представлены три вида чая: из еловых веток, берёзовой чаги и шиповника.

Настой из еловых веток сильным запахом и вкусом напоминал жидкую смолу. Довольно приятный напиток, хотя и своеобразный. Много не выпьешь, с бутербродом и печенюшками тоже не сочетается, ощущается, скорее, как лекарство, что, в принципе, недалеко от истины.

Спасаясь от цинги, еловый чай активно пили первостроители города.

Зиму 1933 года врач Владимир Пендрие встретил в Комсомольске-на-Амуре. Стройка переживала тяжелейший период, свирепствовала цинга. Именно Владимир Любимович предложил способ борьбы с опасным недугом – хвойный отвар, который компенсировал в организме нехватку витаминов. Этот способ борьбы с цингой он перенял у коренных жителей Амура и буквально заставлял первостроителей пить настой из еловых веток, благодаря которому были спасены жизни многих первостроителей.

Дегустируя напитки, гости делились своими рецептами чая:

— Говорят, что чагу нужно тереть на тёрке…

— Есть ещё нанайский способ: заваривать дикий чеснок, очень полезен при болезни бронхов…

После церемонии чаепития пришёл черёд солимы, традиционного десерта коренных жителей Амура.

— Солима готовится из лепёшки, — рассказывает Анна Сергеевна. – Все просто: мука, вода. Затем лепёшку мелко режут, смешивают с голубикой и добавляют пару ложек растительного масла. В давние времена приготовлением солимы занималась вся семья: родители, дети, старики.

Десерт решили сделать в облегчённой, современной версии: вместо лепёшки — хлеб, вместо голубики — брусника.

— Нужно обрезать корочки и нарезать хлеб очень мелко, кусочки лепёшки или хлеба должны быть размером с ягоду.

Под руководством экскурсовода гости принялись готовить солиму. Нарезали хлеб, смешали с ягодой и посыпали сахаром. Получилась своеобразная ягодно-хлебная тюря, вполне съедобная и вкусная, а учитывая, что такого рода десерт готовился в 19 веке и раньше, когда знать не знали «чокопаев» и тульских пряников, то, как говорится, на безрыбье и солима за «сникерс» сойдёт.

Напитки понравились всем, десерт оценили на твёрдую четвёрку, есть можно. Сошлись во мнении, что брусника немного кисловатая и голубика была бы в самый раз.

И какое же чаепитие без долгих разговоров? Гости и рецептами поделились, и вспомнили мировую историю производства сахара и соли, и наполеоновские войны, и торговлю пушниной с маньчжурами, и традиционные нанайские блюда. В общем, хорошо посидели.

Евгений СИДОРОВ.Фото автора

Яндекс.Метрика