Иногда увлечения детства становятся серьёзным занятием во взрослой жизни. Для Ирины ПОПОВОЙ, психолога детского дома №8, такой страстью стало коллекционирование кукол.

Не секрет, что игрушки в виде человека, сделанные из ткани, фарфора, пластика, являются традиционным увлечением многих поколений детей.

— Думаю, игры в куклы касались каждой советской девочки: мы учились шить, вязать, много чего умели делать, — говорит Ирина.

Осознанно заниматься коллекционированием Ирина начала пять лет назад. Искала на интернет-сайтах вещи, и случайно ей попалась на глаза кукла, которая была у неё в детстве.

— Меня удивило, что там был указан автор-скульптор Лев Наумович Сморгон, известный мастер декоративно-прикладного искусства, скульптор по камню и бронзе.

Мне стало интересно, для меня на тот момент куклы выглядели как обычная фабричная продукция. Я вообще не знала ничего о производстве игрушек. Оказывается, что образцы кукол в СССР разрабатывал Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки (ВНИИИ) в городе Загорске, сейчас Сергиев Посад. Куклу могли принять в производство, могли не принять. Например, одна из кукол Льва Сморгона называлась «Клеопатра». Их сделали порядка 600 штук и сразу же запретили, так как посчитали её слишком сексуальной для советских детей. Сегодня эта очень редкая полиэтиленовая кукла стоит около 300 тысяч рублей.

Также выяснилось, что многие из советских игрушек были у меня в детстве. И я стала восстанавливать те, которые остались. Стало интересно, что куклы имеют ценность. И меня увлекла именно реставрация, а не создание копий. Покупаешь вещь в плохом состоянии, буквально хлам, и возвращаешь её к жизни. Желание спасти куклу — для меня самое главное.

— А что значит хлам?

— Допустим, за прошедшие 70-80 лет начинает трескаться, крошиться пластик, сходит роспись.

В процессе реставрации игрушек Ирине пришлось научиться работать с паяльником. Начинала с разрисовки лица кукол, для начала выяснив, как и чем восстанавливать, чтобы не просто нарисовать от себя, а найти аналог, ведь реставрация – это не в том, чтобы сделать вещь новой, а вернуть первоначальный вариант.

— Сколько времени занимает реставрация?

— Смотря какая проблема. Бывает, что до двух месяцев.

Куклы из коллекции Ирины ПОПОВОЙ

От аристократов — к революции

Также Ирине пришлось серьёзно изучить историю создания кукол, вплоть до антикварных образцов 19-го, начала 20 века.

В конце 19 века кукольное производство сосредоточилось в основном в Германии и Франции. Кукла тех времен – это фарфоровая голова и деревянно-композитное тело на шарнирах. Белоснежный тон лица, широкие брови, очень крупные глаза, выполненные по сложной технологии, позволяющей максимально точно воспроизвести человеческий глаз. От их глубокого взгляда человека бросает в дрожь, настолько он пронизывающий. Самые лучшие куклы делались во Франции, они были только для элиты. Вообще, куклы 19 века были не для бедных, а для детей высшей прослойки общества. Девочки брали кукол на выходы в свет, детские праздники, гуляли с ними в парках, позировали художникам. 

В России тоже было несколько фабрик, где выпускали игрушки. В наше время куклы дореволюционных фабрикантов И.В.Журавлёва и А.Д.Кочешкова продают по цене более 300 тысяч рублей, но самыми дорогими по сию пору остаются французские куклы.

Революция, советская власть ничего хорошего куклам не принесла.

По указу наркома просвещения Луначарского большинство кукол было уничтожено за излишнюю буржуазность, и в период конца 1920-х – начала 30-х годов игрушек не было совсем, дети довольствовались глиняными поделками, свистульками.

Возрождение кукол началось с мягкой игрушки и артелей по их производству. Ударными темпами начала формироваться советская идеология, которая требовала воспитания детей в духе пролетарской революции. Игрушка стала идейной. В производство запустили фигурки красноармейцев, рабочих, спортсменов, кукол Галя-работница.

— На фабриках были освоены пресс-опилочные технологии, — рассказывает Ирина. —  Таких изделий до наших времен немного дошло, и сегодня они стоят приличных денег. Проблема в том, что опилки сложны в эксплуатации, очень легко намокают и разваливаются. Есть пресс-опилочные куклы от известных художников детских игрушек Марии Киселёвой, Льва Разумовского, которые стоят от 50 до ста тысяч рублей. В моей коллекции три такие куклы.

— А какие самые старинные?

— У меня есть игрушки конца 19 века. У них тканевое тело, фарфоровая голова, и, чтобы реставрировать такую куклу, нужны именно эти материалы, нельзя просто помазать клеем «Момент» и приклеить. Каждую игрушку нужно реставрировать в соответствии с эпохой. С материалами проблем нет. Костный клей продаётся, опилки есть.

Недавно в моей коллекции появилась кукла 1930-х годов. Пришлось восстанавливать волосы, лицо пока не могу трогать, там шёлковая ткань, гипсовая маска, и здесь важно сохранить аутентичность по максимуму. Конечно, можно постирать и заново нарисовать, такое делается, но это уже не реставрация.

— Откуда в город приходят такие куклы?

— Как правило, приобретаются на специализированных сайтах в Интернете. Большинство кукол 1980-х, немного 1970-х годов.

В 1960-х годах стали делать полиэтиленовые куклы, многие уходили на экспорт, в основном в США, и до недавнего времени с помощью Интернета можно было купить те куклы, которые когда-то ушли из страны. Вообще, сейчас есть тенденция возвращения отечественных игрушек, во многом благодаря более безопасному пластику.

— Сколько у вас в коллекции кукол?

— Больше ста образцов. Три шкафа. Костяк коллекции составляют советские игрушки, есть 1960-х годов, немного 1940-х.

— В городе есть сообщество коллекционеров кукол?

— Когда я делала первую выставку, нашла несколько человек, у которых есть антикварные куклы, но общения нет. Наши кукольники  живут каждый в своём мире, хотя в целом по стране коллекционированием кукол занимаются тысячи людей.

На грани миров

«…Кукла не принадлежит к миру живых, но и к миру мёртвых – тоже. Промежуток, грань, обоюдоострый нож. Поэтому кукле разрешено делать то, что запретно и для людей, и для вещей. Выходить за пределы ограничений, положенных материи. Объединять возможное с невозможным. Каким образом? – зависит от мастерства кукольника».

Генри Лайон Олди, «Кукольных дел мастер»

— Ирина, с куклами часто связана некая мистика, даже ужасы.

Часто говорят о человеческих проявлениях характеров кукол. Не страшно, когда на вас смотрят глазами давно прошедших времён?

— Мне думается, во многом это зависит от внутреннего мира человека, его воображения, мнительности. Действительно, многих пугает, что кукла пережила две мировые войны, прошла через многие руки и неизвестно, какая у неё энергетика.

Для меня кукла – это произведение искусства. Они радуют, как старинные вазы. Куклы — это не только про деньги, но и про эмоции.

В известном аниме-сериале «Евангелион» утверждалось, что человек создаёт куклы по своему подобию. И, если Бог действительно существует, мы все, наверное, просто игрушки для него.

Также, как куклы для нас.

Евгений СИДОРОВ. Фото из коллекции Ирины ПОПОВОЙ

Яндекс.Метрика