ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

23 августа в городском краеведческом музее прошла уже традиционная культурная пятница, посвящённая основанию села Пермское. Крестьяне-переселенцы приехали в район нанайского стойбища Мылки 18 августа 1860 года.

Следует отметить, что русское освоение Дальнего Востока начинается с 17 века, а после подписания Айгунского (1858) и Пекинского (1860) договоров с Китаем, когда Приамурье и Приморье стали частью России и крестьяне из центральной части Российской Империи стали особенно активно заселять дальневосточные земли. В 1860 году на Амуре было основано восемь поселений, а к концу 19 века их было уже около 20.

Дальневосточный гектар по-царски

Для привлечения переселенцев правительством был разработан ряд льгот, например, на перевозку крестьян ежегодно отводилось 100 тыс. рублей, также каждой семье выделялась ссуда в размере 60 рублей на приобретение скота и рабочего инвентаря. Мужчины на 10 лет освобождались от рекрутской повинности и налогов, платили только поземельный налог по истечении 20-летнего пребывания на дальневосточной земле. Каждая крестьянская семья могла получить на Дальнем Востоке более 100 десятин земли, и это в то время, как в европейской части России можно было взять всего лишь 15 десятин. 100 десятин  — это порядка 110 гектаров.

Конечно же, такие льготы возымели своё действие, крестьяне стали переселяться.

Главным пунктом сбора переселенцев стал город Пермь. Именно в этот город приезжали все крестьяне, которые хотели бы переехать на Дальний Восток. Само переселение шло очень долго, два-три года на подводах, по Шилке на плотах добирались до Хабаровки и далее вниз по Амуру.

Большую роль в  освоении Дальнего Востока сыграли Русская православная церковь и первый православный епископ Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки митрополит Иннокентий, сподвижник генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Муравьёва-Амурского.

Как только возникали поселения, сразу строили часовни, а затем и церкви. Через всё село Пермское шла одна большая  улица — от реки Силинки и до района современного автовокзала. Именно там была  построена часовня, а затем церковь Пророка Святого Илии.

Первая зима

Приехали бедолаги, а кругом тайга и болота, на месте будущего села — построенные казаками времянки. Поскольку в основном прибывшие переселенцы были из Пермской губернии, то и село назвали Пермское, хотя в первые годы поселение называлось Мылки.

Первая зима 1860-1861г. в Пермском была очень суровой. Люди массово заболевали, и в сёлах по Амуру от болезней умерло 50 человек. Нехватка витаминов привела к цинге. Спасли  переселенцев нанайцы — клюквой, брусникой, сырой рыбой и хвойным отваром. А когда разразилась эпидемия оспы, в 1860 году из Хабаровска прибыл первый доктор села фельдшер Пётр Храпай, который ставил прививки всем: и русским, и нанайцам.

Дрова, рыба, золото

Шло время, и крестьяне села Пермское стали, что называется, подниматься. Заниматься земледелием из-за непредсказуемого климата было довольно рискованно, и основными своими промыслами переселенцы выбрали охоту, рыбную ловлю, почтовый извоз и торговлю. К концу 19 века на Амуре развилось судоходство, и пермяки, смекнув, что без топлива пароходы далеко не уйдут, наладили торговлю дровами для судовых котлов, это был очень выгодный бизнес.

Лосося, осетра заготавливали сотнями бочек. Женщины называли кету «свиньями», настолько большими были рыбины, что уж говорить о циклопических размерах калуге и осетрах.

Вскоре село Пермское стало одним из богатейших на Амуре сёл, в котором насчитывалось около 50 дворов и проживало более 300 жителей.

Но не рыба, и даже не дрова стали основой благосостояния переселенцев. Крестьяне тайно мыли золото в тайге, что называется, детишкам на молочишко. Даже губернатор барон Андрей Корф удивлялся, почему жители Пермского так богаты? Конечно, власти догадывались о потоке контрабандного золота, но где его добывали, не знали.

Прибыль от золота затмила и дрова, и рыбу. В Пермское зачастили китайские, японские и русские купцы с массой всевозможных товаров, от шёлковых тканей до американских плугов и мясорубок. Таким образом, рыба, дрова и золото – три кита благополучия села Пермское.

В процессе рассказа о жизни села гости культурной пятницы могли посмотреть рабочие инструменты, которые крестьяне использовали в быту: коромысло, утюги, скалки, лоток для мытья золота, китайская шаль начала 19 века, вафельница из чугуна. Интересная деталь: самые известные фамилии села были Рудневы, Кузнецовы, Бормотовы. К примеру, на начало 20 века треть жителей села носили фамилию Рудневы.

Исход

История села и его экономическое процветание завершились с приходом советской власти. В 1930 году был основан Пермский  колхоз, который просуществовал до 1932 года.

С началом строительства города многие жители Пермского разбирали свои дома и расселялись по другим сёлам. Самых зажиточных крестьян репрессировали и отправили в ссылку в места не столь отдалённые. В декабре 1932 года село Пермское было преобразовано в город, и уже в конце 30-х годов по переписи такие фамилии, как Кузнецовы,  Рудневы, Бормотовы, в списках городских жителей не значились.

Краеведческий вечер традиционно закончился чаепитием и беседой по истории Дальнего Востока.

Евгений СИДОРОВ. Фото автора

Яндекс.Метрика