ВРЕМЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ЛЮДЕЙ

Кузьма Парамонович ПИЛЬЩИКОВ, почётный ветеран Дальневосточной железной дороги, 50 лет рабочего стажа, прошёл трудовой путь от кочегара паровоза до инженера, начальника локомотивного депо.

Деда Кузьмы Парамоновича — Филиппа Григорьевича, как говорится, бог здоровьем не обидел: здоровый, бородатый детина подрабатывал бурлаком, в компании таких же ломовых мужиков тянул баржи и пароходы вверх по Волге-матушке. Скопил денег и с семьёй перебрался на Алтай, поближе к братьям и сёстрам по вере, Пильщиковы из старообрядцев, а их после манифеста 1782 года Екатерины II во множестве расселили по Сибири, барабинским степям и Забайкалью.

Занимался традиционным для старообрядцев трудом — хлебопашеством и скотоводством. Своя земля, четыре сына, две дочери, жить бы да радоваться, но грянула революция, гражданская война и советская власть, которая зажиточных крестьян эшелонами погнала по стране.

Основатель семьи Пильщиковых, Филипп Григорьевич, работал бурлаком на Волге

От Амура до Оби и обратно

На поселение семье Пильщиковым определили село Уркан Еврейской области, тайга, глушь. Приехали, осмотрелись и, как обычно, начали поднимать землю, завели было пасеку, но и тут догнала их коллективизация. Не согласились с колхозным строем, и снова дорога дальняя на север Томской области. В конце концов после долгих скитаний и гонений семья снова оказалась на Амуре.

— Тяжёлые были времена, — рассказывает Кузьма Парамонович. — В 1937 году расстреляли двоих родственников по материнской линии и одного по линии отца. Началась война, отцу было 45 лет, ушёл на фронт, воевал с Японией, освобождал Китай, Корею.

Отец Парамон Филиппович, не имея ни одного класса образования, умел делать всё: строил дома, лодки, слыл хорошим сапожником, мог шить и хромовые сапоги, и женские туфли. В армии служил в сапёрных войсках, а там всё-таки надо иметь инженерное мышление.

Голодные годы

— Я родился в 1932 году в посёлке Красный Восток, это в 20 километрах от Биробиджана. В семье ещё шесть братьев, сестра.

— До войны хорошо жили?

— Да какой там хорошо! Держали огород, корова была, а молока толком и не пили, всё приходилось сдавать. За год вынь да положь 300 литров молока, 300 яиц и 14 мешков картошки и овощей с огорода, а если поросёнка зарезали, то шкуру обязательно следовало сдать, иначе – арест. Тогда законы были очень строгие. Картофеля мы собирали по 70 мешков, а к апрелю его уже нет. Это сейчас три мешка картошки хватает на семью, а тогда семьи большие были, в нашей — 13 человек: детей семеро, два деда, две бабки, мать с отцом, а значит, ведро картошки на завтрак, обед, ужин. Хорошо, речка рядом, Бира. Дураками были, не знали, что на махалку можно ловить, ждали, когда лёд пойдёт, ловили вершами, неводом, ленок, сиг, таймени попадали.

В войну в школе детей подкармливали, муку разводили водой и варили клецки.

После войны в 50-х годах семья Пильщиковых перебралась в Биробиджан.

— Самый голодный год – 1946-й. Хлеб давали только рабочим – 400 граммов, иждивенцы ничего не получали. Вот и представь, в семье работали трое, получается, булка хлеба на 13 человек. В основном питались картошкой, капустой, летом ягоды лесные собирали, грибы, черёмуху, виноград дикий, и сами ели, и в городе продавали, выживали, как могли.

Семь классов окончил, думаю, надо профессию приобретать. Поехал в Благовещенск в речное училище, не приняли, не сдал русский язык. Вернулся домой и уже в 1948 году поступил в ремесленное училище в Хабаровске на механика телеграфа. Хорошая профессия. Полное гособеспечение. Семь месяцев проучились, из Москвы приходит приказ – закрыть училище. Две группы оставили в Хабаровске, а мою группу отправили в Бикин в железнодорожное училище на помощников машиниста.

Получив профессию помощника машиниста, Кузьма Парамонович работал кочегаром паровоза в локомотивном депо в Бикине.

На границе

— А тут и армейский призыв подоспел, и меня под белы руки взяли и отправили в погранвойска на границу с Китаем. Сын кулака, а взяли в пограничники, бывает и такое. Три года, с 1952 по 1955 год. Год служил на заставе, по 28 километров в наряде проходили. С Китаем мирно жили, помогали им. Нарушителей границы не было. Проблем больше у нас было: ребята из Комсомольска служили, так у них в 1953 году, после «бериевской» амнистии заключённые прибывали из Магадана через Ванино. Грабили магазины, разбоем занимались, такой беспредел был, что пришлось матросов с кораблей снимать для массовых облав и арестов.

Кузьма Пильщиков (слева) во время службы на границе.jpg

Гори огонь — дыми труба

После демобилизации Кузьма Парамонович поехал в Биробиджан в школу машинистов. За один день сдал три экзамена, выучился, и ему предложили работать на выбор — в Высокогорном или Комсомольске. Так он оказался в городе Юности.

— Работал кочегаром на паровозах. На перегоне до Литовочки 14 тонн угля перекидаешь и 14 тонн на обратном пути. За шесть лет более 10 тысяч тонн угля забросил в топку. Как на подъёме согнёшься, так под уклон только и отдыхаешь, а там ещё воды 28 тонн набрать надо.

—  Кузьма Парамонович, как вам показался Комсомольск 1957 года?

— Здесь везде были пустыри, где-то пни, ямы от выкорчёванных пней. Продуктов не хватало. Помню, стоял я в очереди за утками в магазине в районе площади Металлургов. Народу тьма, часа два простоял, оставалось впереди два человека, и продавец объявляет, что утки кончились. Дефицит простейших товаров, всеобщая бедность порождает пороки, товары распределялись по связям, знакомствам. Для молодёжи единственным развлечением были танцплощадки, их было очень много. Отработаешь 12 часов на паровозе, отмоешь угольную пыль, приоденешься и на танцы. В железнодорожном училище нас учили бальным танцам, и я с 16 лет танцевал любой танец. Зимой, конечно, больше дома сидели, город завален снегом, и морозы такие, что лишний раз на улицу не выйдешь.

Осенью ездили за рыбой на теплоходе в Николаевск. Холостяком мне рыба не нужна была, а в 1964 году у меня уже семья, тогда кетину за рубль можно было купить.

Четыре года отработал Кузьма Парамонович кочегаром, помощником машиниста, поступил в вечернюю школу, затем в институт железнодорожного транспорта в Хабаровске, инженер по подготовке кадров, мастер, ревизор по безопасности. Предложили начальником депо в Совгавани.

Одной из самых сложных своих работ Кузьма Парамонович считает должность начальника пионерлагеря.

— Четыре года работал начальником пионерлагеря им. К.Заслонова. Ответственность страшная — 500 детей, рядом Амур, железная дорога. При мне двое беглых пацанов едва не попали под поезд.

За долгие годы работы Кузьма Парамонович удостоен звания ветерана труда, почётного ветерана Дальневосточной железной дороги. Две дочери, внук, две внучки. Что тут скажешь, достойный результат достойной жизни.

Правила жизни. Кузьма Парамонович ПИЛЬЩИКОВ, 92 года

1. Всегда надо трудиться, работать спустя рукава — грех, это у меня, видимо, от старообрядческого воспитания. Я и сейчас через день на даче работаю, выращиваю все овощи, картофель.

2. Практически не употребляю алкоголь. Даже в молодые годы позволял себе не больше рюмки по большим праздникам.

3.  Утром всегда делаю плотный завтрак, обязательно сливочное масло.

4. На обед ем суп, второе, навагу часто жарю.

5. Ужин не позже 18 часов, иногда вообще не ужинаю.

Евгений СИДОРОВ. Фото автора и из архива семьи ПИЛЬЩИКОВЫХ

Яндекс.Метрика