ТАЙНЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ЗАКУЛИСЬЯ

Во всём мире 27 марта отмечается День театра. Театр — мир, в котором трудится множество людей, вкладывающих свою частичку в создание того, что мы видим на сцене. В этот день давайте заглянем за кулисы нашего драмтеатра и узнаем, кто и как создаёт волшебство.

Преображение артиста начинается с внешнего вида. Парикмахеры, гримёры — это люди, которые превращают актёра в сценического героя. Они работают с артистом, с волосами, с париками, создают образы, подходящие под замысел художников и режиссёра. Отдельное искусство — постижёрская работа, когда создаются усы, бороды, другие элементы для завершения образа, для чего используются настоящие волосы, приобретённые в специализированных театральных магазинах. Каждое изделие создаётся вручную. Это тонкая, ювелирная работа, ведь артист должен чувствовать себя комфортно в образе.

Когда мы смотрим спектакль, видим не только актёров, но и всё то, что их окружает. Эти предметы создают подходящую атмосферу на сцене в постановке. Реквизиторы работают с предметами, которые актёры используют на сцене.

 – У нас есть специальные тетради для каждого спектакля, где прописано, что должно быть на сцене, что находиться за кулисами, — делится Светлана Баранова, заведующая реквизиторской мастерской. – Бывают случаи, когда поиск нужного реквизита становится настоящим квестом. Для спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина» нам понадобилось 23 статуэтки Александра Сергеевича. Мы искали их повсюду, заказывали из разных источников. Некоторые вещи найти почти невозможно, а если и удаётся, они могут прийти в плохом состоянии. Для одной постановки нам был нужен фотоаппарат на треноге, и наши бутафоры сделали его сами.

Реквизиторам даже приходится готовить еду, если требует спектакль. Блюда могут быть и достаточно простыми, вроде бутербродов, а могут быть затратными по времени.

– Да, у нас есть кухня. Иногда варим пельмени или нарезаем салаты, а артисты могут подкрепиться прямо во время спектакля, — завершает рассказ Светлана.

В бутафорском цеху художники-бутафоры создают самые необычные предметы. Юлия Гребенюк рассказала, как изготовили рыбу для одного из спектаклей.

– Нам нужно было сделать рыбу корюшку на сетке, – объясняет художник-бутафор. – Мы долго думали, как добиться такого эффекта, чтобы рыба выглядела, как настоящая. И я придумала такой метод: использовала поролон, пропитанный клеем ПВА, чтобы она выглядела реалистично.

Ещё один интересный пример работы бутафоров — создание масок. Процесс этот трудоёмкий и кропотливый.

–  Для одной из постановок мы использовали пятилитровые бутылки, с помощью которых лепили формы для масок, — рассказывает Юлия. —  Затем доводили их до идеала, вылепливали форму лица, брови, усы.

В предстоящем спектакле «Обыкновенное чудо», премьера которого состоится 26 апреля, также будет использован уникальный реквизит. Бутафоры работают над созданием маски медведя, придерживаясь эскизов художника-постановщика. Маска будет состоять из разных элементов, включая поролон и мех. Работа требует креатива, нестандартного подхода и постоянного мыслительного процесса.


Для спектакля важны не только декорации и реквизит, а также костюмы, отражающие характеры героев, их истории.

– Наша задача — сохранить костюмы в том виде, в каком нам их выдали. Но бывает, что костюм приходит в негодность: что-то рвётся или теряет форму, потому что актёры играют на 105 процентов. Тогда мы отдаём его в пошивочный цех для замены или ремонта, — рассказывает Светлана Беспомощнова, костюмер театра. – Мы готовим мужские и женские костюмы к спектаклю, разносим их по гримёркам, обувь, шляпы — всё, что нужно. Иногда даже такие мелочи, как носки, гольфы, нижнее бельё, — всё в полном комплекте.
Пошивочный цех — место, где создаются костюмы. В настоящее время, например, отшиваются костюмы для спектакля «Обыкновенное чудо».

— Для этого спектакля у нас будет около 16 костюмов, но, возможно, их количество увеличится в два раза, — рассказывает Ольга Тарасова, заведующая пошивочным цехом. — Для спектаклей, посвящённых историческим эпохам, каждая деталь должна быть продумана до мелочей и без фактических ошибок. Для «Обыкновенного чуда» создаются костюмы в том числе в стиле нарядов Людовика XV. Костюмы для предстоящей премьеры будут пошиты как в историческом, так и в современном виде. Каждый должен хорошо сидеть на актёре, а также соответствовать эпохе и характеру героя.

В некоторых случаях приходится придумывать ткани самостоятельно или заказывать их.

— Мы едем с художником, закупаем ткани, — объясняет Ольга Тарасова. — Некоторые элементы покупаем в магазинах, но чаще всего их нужно шить самостоятельно. В пошивочном цеху трудятся мастера, которые создают костюмы от эскиза до готового изделия, — каждый костюм проходит через множество этапов: примерки, доработки, исправления. 


Но как же создать сцену, на которой развернётся всё действие? Это работа монтировщиков. Они занимаются установкой и демонтажем декораций.

— Самая сложная работа — когда много металлоконструкций и подвесных элементов. Всё должно быть установлено точно по плану, — делятся монтировщики. – Особенно сложно, когда на сцене висит несколько бревен и их нужно опустить синхронно, чтобы они остановились всего в сантиметре от пола. Для этого нужно настроить компьютер, запрограммировать всё, выставить концевики и проверить всё по десять раз. Это самая сложная часть работы.

Эти специалисты тесно работают с режиссёрами, чтобы всё выглядело идеально, ведь каждый элемент сцены имеет своё значение.

Свет и звук — элементы, которые превращают обычный спектакль в нечто незабываемое. Художники по свету не просто освещают сцену — они создают эмоции. Для каждого спектакля пишется своя цветовая партитура. Она создаёт настроение, подчеркивает моменты драматургии и задаёт ритм спектаклю.

Звукорежиссёры же отвечают за создание звуковой картины спектакля. Работать со звуковым сопровождением — задача не простая. Все звуки — от выстрелов до шума воды, пения птиц — точно спланированы, каждый из них должен прозвучать в нужный момент. Вся пьеса расписана по секундам, включая звуковые дорожки и их громкость. Очень важно знать, когда и как включить каждый эффект, чтобы он вписался в атмосферу спектакля.


Театральный процесс — слаженная работа профессионалов, которые вместе создают готовую сценическую картину.  В День театра хочется поблагодарить всех, кто участвует в этом процессе. Актёры, конечно, находятся в центре внимания, но без работы команды, стоящей за сценой, спектакль был бы невозможен. Закулисье театра – это место, где профессионализм и творчество идут рука об руку.

Софья ЧАЙКИНА. Фото автора

Яндекс.Метрика