РИСУЮЩИЙ УЧИТЕЛЬ

Владимир Григорьевич Копасов уже почти 50 лет работает в Детской художественной школе. В преддверии нового учебного года педагог и художник вспомнил, с чего начался его творческий путь в Комсомольске.

Родом Владимир Григорьевич из Удмуртии, село Юкаменское. Там прошли его школьные годы.

— В то время, конечно, у нас не было художественной школы, — вспоминает Владимир Копасов. — Но я, тем не менее, рисовал с детства. После школы захотел поступить на Худграф, но институтов, при которых работали такие факультеты, в стране было очень мало, по пальцам перечесть. Я поступил в Ижевске сразу на три специальности: трудовое обучение, рисование и черчение. Не скажу, что учиться было сложно: одно давалось просто, другое — сложнее. Поначалу лично мне было нелегко, так как большинство студентов пришли после художественных школ, а я учился рисовать сам. На втором курсе я их догнал, а кого-то и вовсе перегнал.

С особой теплотой вспоминает Владимир Григорьевич своего наставника по черчению, которая не только работала в институте, но и преподавала в школе.

— Благодаря ей я знаю, что такое композиция и педагогика в принципе. У нас в программе были и такие дисциплины, как «Механика» и «Сопромат». Хотя они были не особо нам нужны, но учить и сдавать их приходилось.

Ещё со школы Владимир Копасов регулярно подрабатывал: в семье у его матери было пятеро детей. В 15 лет юноша уже трудился на стройке. 

Закончив обучение, Владимир Копасов стал художником-оформителем в рекламной мастерской, где проработал в течение трёх лет.

— Всё было серьёзно, и каждый эскиз проходил проверку Художественного совета, — отметил Владимир Копасов. — Мы, в основном, занимались оформлением интерьеров учреждений: мастерских, парикмахерских, домов бытовых услуг. Приходилось оформлять стенды, афиши и баннеры. Сейчас информацию для них можно распечатать, а тогда всё приходилось делать вручную. Каждый художник хотел получить заказ получше и подороже, была серьёзная конкуренция.

В Комсомольск наш герой попал вместе со своей супругой Надеждой по воле случая.

— В то время в Ижевске строился дом на 100 квартир, — объяснил Владимир Григорьевич. — Строительством занималась организация, при которой работала наша мастерская. В этом доме нам с супругой пообещали квартиру, а то время получить собственное жильё было непросто. Дом сдали в 30-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В итоге все квартиры распределили между ветеранами. Нас попросили подождать следующего дома, но мы с супругой решили попытать счастья в другом месте. Сели и стали писать письма в разные города с целью найти работу и жильё. За три года в мастерской мы научились многому, вплоть до скульптуры. Друг посоветовал мне написать в Комсомольск. В те годы начальник отдела культуры Эдуард Синельников как раз собирал в городе творческих людей. По его приглашению мы и приехали в Комсомольск-на-Амуре.

Как прибыли, сразу окунулись в работу. Конечно, первое время было тяжело, потому что все друзья и родственники остались в Ижевске. Потом привыкли. Поразила дальневосточная природа, она буквально захватила меня и поглотила. Природа не отпускает до сих пор. Там я чувствую себя абсолютно свободным в любое время года. Мне очень комфортно в тайге, и много лет я занимался охотой.

Среди учеников Владимира Григорьевича 10 преподавателей художественной школы. Одна из первых учениц — Антонина Парадовская. Современных ребят педагог считает талантливыми.

— Сейчас очень развита техника, и порой ребёнку проще сфотографировать объект, чем писать его. Однако с этим ничего не сделаешь, это прогресс. При этом не скажу, что ученики изменились за полвека, пока я преподаю. Современные дети хорошие, много талантов. Ведь нам в школе приходится работать с самым трудным подростковым возрастом. Приходя в 10 лет в художественную школу, дети послушные, не спорят, а потом нужно просто перетерпеть их переходный возраст, и ученики станут вашими лучшими друзьями на долгие годы.

Владимир Копасов преподаёт основные дисциплины: «Рисунок», «Живопись» и «Композиция». Последняя, по его мнению, является самой сложной.

— Элементы композиции на самом деле есть и в живописи, и в рисунке. Её законы работают в построении картины, и их нужно соблюдать,— подытожил Владимир Копасов.

Владимир Григорьевич не только педагог, но ещё и художник. Старт плодотворной работе дала поездка на Тибет.

— Я рисующий учитель, — подчёркивает Владимир Копасов. — В основном, пишу пейзажи, так как природа мне очень близка. В моём творчестве в прямом смысле много воды: интересно писать её с разнообразием цветов и с отражениями. При этом передать гладь воды непросто. В художественной школе мы, в основном, рисуем с детьми акварелью. Я всю жизнь так или иначе работал с этим материалом. Сейчас тоже использую акварель, чтобы, так сказать, быть в форме и уметь объяснить ученикам на практике. На первых моих выставках были представлены картины акварелью.

В 2009 году знакомый китайский художник пригласил супругу Владимира Григорьевича на Тибет, и Надежда Копасова взяла в поездку мужа. Художники прожили на Тибете в течение месяца и по итогам поездки организовали выставку в Комсомольске. С этого момента Владимир Григорьевич стал активно создавать живописные пейзажи.

— Раньше я занимался промысловой охотой и выходные проводил в тайге, — продолжил Владимир Копасов. — Пока ходил по ней 30 лет, копил впечатления, а теперь передаю их на своих картинах и делюсь со зрителями. По-прежнему занимаюсь рыбалкой. У меня есть любимое место недалеко от города, там я знаю каждую веточку и кустик. Тем не менее, приезжая, каждый раз чему-то удивляюсь. Там всё время нахожу новые композиции для своих картин. При этом могу вольно с ними обращаться: если мне что-то мешает, я это убираю, а если не хватает — добавляю. А вот городского пейзажа у меня мало. Ни разу не писал Дом со шпилем.

Впереди у Владимира Копасова 49-й учебный год. Как и многие педагоги, он за лето соскучился по своим воспитанникам. В октябре Владимир Григорьевич отметит своё 75-летие. В честь этого в Музее изобразительных искусств откроется его персональная выставка.

Евгений МОИСЕЕВ. Фото автора

Яндекс.Метрика