В этом году многоквартирный дом по улице Советской, 26/2 попал в программу ремонта дальневосточных дворов за счёт средств единой президентской субсидии. Но участие в программе может стать лебединой песней для товарищества собственников жилья «Селенга», которое много лет существует в этой девятиэтажке.
Председатель и управляющий ТСЖ «Селенга» пытались добиться выделения федеральных денег на свой двор ещё в прошлом году. Тогда не получилось: конкуренты обошли, – а в этом году их проект был одобрен. Ура, товарищи, не правда ли? Тем более ура, что в 2025-м список дворов Комсомольска, ремонтируемых за счёт средств единой президентской субсидии, короток и насчитывает всего шесть адресов.
Большие надежды
Проект, как положено, был утверждён решением общего собрания собственников жилья, и в нём были предусмотрены расширение места для парковки личных авто, детская площадка с игровым оборудованием, а также обустройство тротуара (раньше его не было: вот проезжая часть, за ней – зразу клумбы палисадника и стена дома с отмостками).
Проблемы начались, когда дело дошло до составления сметы нанятым подрядчиком. Исполнитель работ ООО «Дальстрой» насчитал 14 миллионов рублей. Не потому что жадный, а больно проект кучерявый, и цены выросли с момента его составления – на асфальт, оборудование для площадки, ГСМ – да вообще на всё. Правление ТСЖ с бухгалтером схватилось за голову: на ремонт была выделена сумма в два раза меньше, а именно семь миллионов государственных рублей. Ладно, внесли изменения в проект, подрядчик пересчитал смету. Всё равно вышло 11 миллионов. Опять стали переделывать на более скромный вариант, а подрядчик – всё пересчитывать. На этот раз в сумму уложились. Только время-то идёт… И подрядчик торопится, у него сроки: двор по Советской, 26/2 – не единственный объект, который ему надо успеть сделать за лето.
Акелла промахнулся?
Видя такой поворот, правление решило рискнуть: обойтись без долгого утверждения последних внесённых в проект изменений на общем собрании и надеяться на понимание членов товарищества. Не тут-то было. Часть жителей дома – и собственников, и просто прописанных в нём (а то и не прописанных) – возмутилась и потребовала вернуться к варианту, за который они проголосовали. Который на 14 миллионов.
К ремонту внутридворового проезда для авто вопросов не было: он стал просторнее, асфальт новенький. А к тротуару были: почему он получился короче отремонтированной проезжей части и обрезан по торцу дома? Оказалось, потому, что там проходит граница придомовой территории, за которую выходить нельзя.
А почему игровая площадка в другом месте, да ещё рядом с газгольдером и контейнерами для мусора? Кто придумал такое место для детских горок с качелями? Оказалось, это был единственный вариант, позволяющий уложиться в выделенную сумму. Газгольдера там давно нет, от него лишь оградка осталась, а помойку можно и передвинуть, договорившись с управляющей компанией «Дзёмги», которая её обслуживает. Тем более, что это контейнеры соседнего дома (улица Советская, 26), а стоят почему-то на территории двора ТСЖ «Селенга». То есть общим решением собственников можно решить проблему.
Возмущённую часть жильцов такие ответы не устроили. В доме есть немало людей, которые изменения в проекте поддерживают или относятся к ним нейтрально, но к разрешению конфликта пришлось подключаться администрации города.
Вот и поговорили…
Первая встреча прошла при участии руководителя управления ЖКХ Татьяны Гуртовой. Правление доказывало, что первоначальный проект в данной ситуации неосуществим, и обижалось: стараешься-стараешься, а в ответ только перепалки и поток грязи в домовом чате. Бунтующие говорили, что их обманули, и они на такое не подписывались. Подрядчик просил отпустить душу на покаяние и просто дать ему спокойно закончить работу. И при этом не прогореть из-за разгоревшейся междоусобицы. Татьяна Гуртовая назначила повторную встречу, на которую все стороны должны явиться с конкретными предложениями, а не для спускания пара во взаимных обвинениях.
На вторую встречу пришёл уже глава города. Казалось бы, речь идёт об одном-единственном доме на 144 квартиры, зачем привлекать целого главу? На самом же деле речь – об освоении средств из федерального бюджета, спрос за которые будет жёстким, и мало не покажется никому.

Дальше-то что?
В сухом остатке разговор привёл к следующим результатам. Во-первых, обрезанный по границе дома тротуар будет продлён до конца газона. Во-вторых, правлению таки придётся созвать общее собрание и утвердить вариант проекта, который устроит всех, но не выйдет за лимит финансирования. Убирать из него детскую площадку нельзя: это было обязательным условием государственного финасирования. В третьих, благоустройство дворов в Комсомольске вовсе не ограничивается возможностями единой президентской субсидии. Сплошь и рядом инициативные горожане создают ТОС (территориальные общественные самоуправления) и привлекают деньги краевого бюджета. По такой схеме надо будет продолжить работу и здесь. Наконец, бухгалтер ТСЖ уже ведёт переговоры с УК «Дзёмги» насчёт контейнерной площадки, хотя исход пока неясен.
После встречи на Советской, 26/2 Дмитрий Заплутаев написал в своём телеграм-канале:
«…встреча с жильцами дома на ул. Советской обозначила несколько социальных проблем. Про них говорим вроде часто, но серьёзного внимания уделяем недостаточно. Речь о том, что все проекты благоустройства дворов, все изменения в них должны прорабатываться и согласовываться с жителями, они ведь не просто жильцы, но и собственники, и хозяева своего дома, своего двора. И ещё одна проблема – жильцы-собственники должны учиться договариваться друг с другом, уметь слушать и слышать друг друга, учиться идти на компромиссы, учитывать интересы друг друга. И, конечно, участвовать в управлении своим домом, вести себя по-хозяйски».
Так что там с «лебединой песней»?
Вроде бы нужные решения приняты, перспективы обозначены. Зачем тогда были слова о «лебединой песне ТСЖ»? Вообще «Селенга» на этом доме была организована ещё в 2012 году. Прежний председатель, правда потом съехал из Комсомольска, успев загнать товарищество в миллионные долги умелым и кристально честным управлением, о котором до сих пор ходят легенды среди собственников жилья.
Новое правление было избрано в 2021-м, и начались постепенные перемены к лучшему. К настоящему времени долги в значительной степени погашены, в несколько этапов проведён ремонт кровли, утеплены межпанельные швы, в нескольких подъездах установлены пластиковые двери, а подъездное освещение модернизировано везде – установкой экономичных светильников, реагирующих на звук. Появилось уличное освещение под козырьками подъездов, идёт ремонт элеваторных узлов, подвалы уже триста лет не текут. Проблемы тоже есть. С лифтами, например, которые часто ломаются из-за старых подъёмных машин да и выглядят «убитыми» в силу возраста. Но трава летом косится, снег зимой убирается, аварийные ситуации устраняются. Даже камеры наблюдения как-то поставили, чтобы в подъездах не гадили бичи, приходящие в гости к таким же бичам. Но их быстро сломали, и пришлось демонтировать. В общем, дом как дом, далеко не самый проблемный среди себе подобных.
Но летом прошлого года председатель правления ТСЖ и управляющий (они муж и жена) заявили, что складывают с себя полномочия. Одной из причин назвали усталость от необходимости тащить всё в одиночку при пассивности других жильцов и под вечную критику своей работы. Созвали общее собрание. На него пришли примерно человек 40 из 144 квартир. Но те, кто явился, просили повременить и не бросать дом в разгар подготовки к очередному отопительному сезону. Очно-заочное голосование с опросными листами в каждую квартиру подтвердило, что это позиция большинства собственников жилья. Правление осталось и протянуло ещё годик. Но после истории с ремонтом двора супруги вновь и более решительно заговорили о желании уйти с управления домом.
А история, кстати, ещё не закончилась. Пока лишь намечены пути разрешения конфликта, а как там всё повернётся – неизвестно.



Андрей МЕЛЬНИКОВ. Фото из телеграм-канала «Дмитрий Заплутаев»