Наступил год Красной Огненной Лошади, означающей энергию, страсть, движение вперёд и перемены. В нашем городе эти животные в последнее время стали участниками нескольких проектов, связанных с детьми и взрослыми. Руководитель АНО «Созвездие Лошади» Кристина КУЗНЕЦОВА рассказала о том, как обучает лошадей взаимодействию с людьми.
Работа с лошадью, по словам Кристины Кузнецовой, предполагает довольно длительную сложную подготовку. Нельзя сказать, что она длится в течение какого-то ограниченного времени. Такая подготовка идёт на протяжении всей жизни лошади и сочетает работу в руках и на земле.
— Прежде чем всадник станет ездить на лошади верхом, её нужно сначала научить основным командам, — отмечает Кристина Кузнецова. – Именно поэтому с ней начинают работать инструкторы, и делают это «с земли». Мы сами заезжаем молодую лошадь. Это работа на корде. Так называется длинная верёвка. Она надевается на лошадь, и та бегает по кругу. Мы смотрим, как лошадь реагирует на команды. Здесь человек должен обладать большим опытом и иметь соответствующие серьёзные знания. При грамотной работе инструктора многие лошади в дальнейшем смогут взаимодействовать с людьми. Может быть и обратный эффект. Если человек работает неправильно, неверно проводит с лошадью тренировки, то она очень быстро портится. Даже хорошо обученная лошадь может очень быстро испортиться, если с ней неграмотно работают.
Поэтому всадники проходят то же обучение, что проходила лошадь, чтобы он был для животного понятным.
— Когда к нам приходит ребёнок или взрослый, то мы обучаем его правильной посадке, — акцентирует Кристина Кузнецова. – Работаем с людьми так же на земле, чтобы человек мог понимать сигналы и психологию животного. Поэтому, прежде чем проводить занятия с людьми, лошадь должна быть подготовлена профессионалами. Из шести молодых лошадей две у нас в работе. Этот процесс небыстрый и непростой. Я его сравниваю зачастую со служебным собаководством. Часто лошадь тренируется одним или двумя инструкторами, потому что даже обученные люди могут малейшие сигналы и команды делать по-разному. От этого лошадь может путаться. Поэтому с лошадьми работает один человек, иногда два инструктора.
Лошади — очень умные животные. Их интеллект сравнивают с тем, что развивается у ребёнка в три года. Сложность дрессировки заключается в том, что у лошади своеобразная психология. Она достаточно сложна для тренингов.
— Лошадь по психологии чем-то похожа на кошку своей индивидуальностью и независимостью, — сравнивает Кристина Кузнецова. — При этом она похожа и на собаку. Они табунные, им нужно сообщество. Поэтому у лошадей есть сородичи, и человек никогда не сможет стать для лошади важнее них. Перед тем как брать лошадь в обучение, ей нужно закрыть базовые потребности. Это, естественно, вода и еда. Лошадь не должна быть голодной. Важно следить за здоровьем животного. Лошадь должна чувствовать себя в безопасности. Это чувство даёт им содержание, максимально приближенное к природному: пространство, свободный выпас и обязательно сородичи. Животные должны контактировать с другими лошадьми, иначе считается, что может возникнуть так называемый скрытый стресс. Лошадь не скулит, как собака, и не мяукает, как кошка. Она молчит, но стрессует. Когда лошадь содержится вместе с сородичами, она мотивирована к работе с человеком. Это любопытные животные, и этот момент можно использовать в дрессировке. Лошадь требует активной ежедневной нагрузки. Это мигрирующее животное в природе, поэтому она не может стоять в ограниченном закрытом пространстве. Тренировки ей жизненно необходимы. Иначе её здоровье начнёт резко ухудшаться. Закрывая базовые потребности, мы потом постоянно тренируем лошадь.
Как и дети, эти животные могут работать на мотивации и заинтересованности. Не должно быть физического дискомфорта. К этому они очень чувствительны, и в работе нужно соблюдать их границы. Работа идёт от мотивации лошади, поэтому часто в сумке у тренера есть угощение — яблоки и морковка. Это тоже присутствует в работе.
— Работа с лошадью начинается с её рождения, — подчёркивает Кристина Кузнецова. – Жеребят мы начинаем гладить на второй день их жизни, тем самым приучать к контакту с человеком. Сначала делаем это рукой, потом щётками. Затем начинаем поваживать. В течение трёх лет, пока жеребёнок растёт, идёт работа в руках. В три года лошадь заезжается под седло. Она считается молодой, и пока ещё на неё ученик сесть не может. Необходимо проверить психологию и темперамент животного на собственном опыте. Знать, чего лошадь боится и что предпочитает. Молодая лошадь более активная. Она только набирается опыта. Потом на неё садится либо инструктор, либо опытные ученики, которые проявляют интерес. В любом случае важен опыт. Со временем лошадь контактирует с человеком и становится более спокойной. На ней уже выезжают в разные места. Как и у людей, у этого животного появляется жизненный опыт. Лошадь начинает меньше бояться разных предметов. По своей психологии лошадь является животным-жертвой. В первую очередь оно спасается бегством, а уже потом думает, что произошло. Эти инстинкты заложены природой.
С возрастом лошади всё больше привыкают к окружающей их обстановке: к конюшне и рабочей площадке. Инструкторы начинают показывать им игрушки, с которыми затем работают, инструменты. Лошадь привыкает к мячикам, шарикам, пищалкам. Благодаря этому ребёнок, сидя на ней, может брать их в руки. Это сначала с животным отрабатывается без всадника. Важно, чтобы лошадь не боялась таких игрушек.
— Когда видим, что лошадь готова, можем подсаживать детей и взрослых, — подытожила Кристина Кузнецова. – Хотя лошадь и включилась в работу, контроль её поведения происходит в течение всей жизни. В зависимости от характера и темперамента делается коррекция поведения.
Как и с детьми, в общении с лошадьми постоянно устанавливаются рамки и границы: что надо делать, а что запрещено. В этом году лошади стали актёрами в спектакле проекта конного театра «Книго-го» и сыграли вместе с ребятами из детских домов Комсомольска и Хурбы. Дети прошли необходимое обучение и взаимодействовали с животными под руководством опытных инструкторов.




Евгений МОИСЕЕВ. Фото автора