Не забывайте переодеваться

Всего два актёра заняты в спектакле «Я забыла переодеться» образцового молодёжного театра «Город Солнца». Эту пьесу вместе с «Великаном Васей» театр показал в рамках фестиваля «Театральное зазеркалье-2019». Про «Васю» наша газета уже рассказывала, а вот про «Я забыла переодеться» стоит сказать особо.

Действие спектакля, поставленного по пьесе Галины Соколовой, проходит в одной комнате. Камерная обстановка определяет и небольшое количество героев, и здесь их, как уже говорилось, всего двое. Несмотря на это, постоянно ощущается присутствие ещё минимум двух человек, и до самого конца не покидает ощущение, что они вот-вот войдут в комнату и спектакль сделает крутой поворот.

Хотя театр и позиционируется как сугубо молодёжный, в этой постановке заняты далеко не дети. Это взрослые сложившиеся артисты Ярослав Напасников, которого мы знаем по главной роли в «Великане Васе», и Елена Леснова. Они играют родителей двух молодых людей – парня и девушки, решивших расстаться. Да, грустная история, но оказывается, что совсем не этот первый детский разрыв отношений является главной сюжетной линией. Поднятая в пьесе проблема гораздо глубже, и она — в одиночестве. Мы видим, как выясняют отношения два человека, оставшиеся без спутников жизни и целиком погружённые в работу и воспитание своего чада. Причём герои пьесы люди совершенно разные. Василий (привет великану Васе) — геолог, человек нордического склада характера, но благодаря усилиям Ярослава Напасникова вызывает исключительную симпатию и ощущение, что герой обладает настоящей добротой и высокими моральными принципами. Его оппонентка Татьяна, актриса Театра юного зрителя, — человек взбалмошный, непредсказуемый, про которого даже дочь говорит, что мама с прибамбасом. Настолько, что реально затевает драку с отцом своего неудавшегося зятя.

Не пугайтесь, эта схватка заканчивается вполне благополучно. Но с этого момента Татьяна и Василий начинают вдруг понимать, что какие-то нити связывают их. Что это? Всё то же одиночество? Расставшиеся дети? Или проснувшееся в одном месте детство? Да, тут всё точно – в процессе разговора, длинного и эмоционального, Татьяна «втравливает» Василия в розыгрыш различных жизненных и не очень ситуаций. Ну совсем, как дети говорят: «А давай я буду грабитель, а ты моя жертва» или «А давай мы геологи, и за нами летит спасательный вертолёт». И на фоне этого страсть обоих к конфетам – они их едят десятками и даже меняются друг с другом.

Кстати, что там с переодеванием? Да всё просто – дамочка выскочила из театра и побежала наводить разборки прямо в сценическом костюме. Поэтому Василий, когда помогает ей снять плащ (который тоже станет почти отдельным героем постановки), к своему изумлению, обнаруживает, что мамаша одета в школьную форму и пионерский галстук. Впрочем, темперамент Елены Лесновой говорит о том, что она способна играть не только возрастных травести из провинциальных театров, но и настоящую школьницу.

Я вот сказал, что Елена Леснова — сложившийся артист, и немного погрешил против истины. Да, она человек взрослый, но в театр пришла по стопам своей дочери, и хотя «Я забыла переодеться» не первый её спектакль, главная роль для неё — настоящий дебют. Интересно, трудно ли играть главную героиню, когда на сцене всего два действующих лица и не спрячешься за партнёра?

— Когда вживаешься в образ, не замечаешь зрителя, события идут и идут, — делится впечатлениями сама актриса. – Во многом мне помогает дочь Даша, которая стала артисткой раньше меня. Но в театре мы мало соприкасаемся. Только в одном спектакле мы вместе играем, причём Даша — моего сына, а я — маму. Выручает также мой партнёр Ярослав. Мне с ним очень легко работается, но лучше бы ему бросить курить. Дома или на работе мне иной раз тоже приходится примерять на себя различные роли, как в этом спектакле. Я по профессии юрист, и в суде бывает тот ещё театр. Ну, а в будущем я очень хотела бы сыграть роль Багиры из «Маугли» Киплинга.

Вот такой человек и был на сцене – взбалмошная мамаша, истосковавшаяся по мужскому вниманию, и пантера в одном флаконе, весьма, надо сказать, симпатичном.

Режиссёр театра Лилия Пахомова постаралась создать на сцене органичный и убедительный диалог двух героев. Но не только мастерство постановки и игры актёров привлекает внимание. Особое впечатление остаётся от созданной обстановки советских времён: тут тебе и фотографии, на которых отражена жизнь геолога, и старинный (по нашим меркам) гардероб, именуемый «вешалкой», и телефон с дисковым набором, и исторический журнальный столик, и даже настоящие охотничьи лыжи, довершавшие не столько веяние эпохи, сколько делавшие отсылку к профессиональной принадлежности Василия. Всё, как во времена «исторического материализма». Ну, и главный признак (но это уже заслуга автора пьесы) – сломанный замок на двери, который можно было не ремонтировать, не опасаясь, что кто-то воспользуется неисправностью.

Спектакль позиционируется как комедия, и уж будьте уверенны – смех зрителя вызывается здесь не дешёвыми пинками под зад, чем грешат многие провинциальные классические театры, а тонким юмором, понятным людям не только «той эпохи», но и «нового времени». Об этом можно было судить по тому, с каким удовольствием и как искренне смеялись зрители из числа молодёжи. Правда, в зале сидели в основном представители актёрской братии – участники фестиваля, приехавшие в том числе и из других городов. И, несмотря на комедийность, есть в этой постановке такие моменты, на которых просто сжимается сердце, когда человеческое одиночество, стремление обрести тепло и заботу принимаешь и примеряешь на себя лично. И тут, конечно, заслуга и режиссёра, и артистов, за что им громкие аплодисменты и виват. Как и «Великан Вася», «Я забыла переодеться» надолго способен прописаться в душе зрителя. К нему будешь возвращаться в своих воспоминаниях снова и снова, чтобы проиграть одну за другой сцены – как драматичные, так и смешные. А ещё размышлять, что будет с героями дальше, поскольку концовка спектакля вполне характерна, на мой взгляд, именно нашей театральной школе – кажется, всё хорошо, но и, с другой стороны, совершенно неопределённо…

Яндекс.Метрика