Как будто бы в голову ударило искристое шампанское. Как будто бы сам Людовик XIV, король-солнце осенил сцену своей горностаевой мантией. Как будто бы сам господин Мольер покровительственно кивает в партере… Как будто бы в студеном декабре вдруг запели птицы… В театре драмы прошли премьерные спектакли «Тартюфа».
Ровно триста пятьдесят лет назад происходят события пьесы, и это рождественское настроение, эта атмосфера предновогоднего карнавала, рассыпанные повсюду яблоки и позолоченные орехи, шубы, шапки, валенки, нарядные оживлённые гости в толстых вязаных носках… Ну как тут обойтись без буфф-балета? Режиссёр и не обходится, активно используя некую взрывоопасную смесь клоунады Полунина с авангардным французским балетом Бежара, художественный гротеск и современную музыку ещё до того, как зритель услышит бессмертный текст Мольера.
А кто режиссёр? Талантливый, в прекрасной профессиональной форме, Андрей ЛАПИКОВ впервые был приглашён из Санкт-Петербурга семнадцать лет назад. Плодотворное сотрудничество с нашей труппой неоднократно возобновлялось, комсомольчанам хорошо знакомы такие его работы, как «Номер 13», «Свободная пара», «Дама-невидимка», «Чехонутые». Режиссёр мощного интеллекта и восходящих энергий, Андрей Лапиков демонстрирует нам образец современного театра, в котором реализуются самые возвышенные идеи.
Тут надо напомнить о том, что триста пятьдесят лет назад пьеса Мольера была строжайше запрещена как «дьявольская», поскольку автор «насмехается над церковью и религией». Мольер значительно усилил сатирическую остроту комедии, превратив её в социальный памфлет. Он наблюдал, как члены тайного «Общества святых даров» вкрадчиво и умело втираются в чужие семьи, подчиняют себе людей, полностью завладевая их совестью, волей и деньгами. Это и подсказало сюжет пьесы. Члены тайной организации главной своей задачей ставили борьбу с вольнодумством и безбожием. Имея доступ в частные дома, они по существу выполняли функции тайной полиции, ведя негласный надзор за подозреваемыми, собирая факты, якобы доказывающие их виновность, и на этом основании выдавая мнимых преступников властям. Характер же Тартюфа сложился из типичных черт, присущих членам «Общества святых даров», рано или поздно проявляющих полностью свою порочную, мстительную, продажную и корыстную натуру.
Таков Тартюф и в исполнении Егора Расторгуева – якобы скромный, якобы набожный и якобы бескорыстный. А на самом деле – весьма зловещий. Каким силам тьмы служит? Тартюф – не кто иной, как сексот – секретный сотрудник спецслужб; тайный осведомитель, «стукач». Лицемер, ханжа и развратник, хитрый предатель, доносчик и клеветник. Нам-то, зрителям, сразу становится ясно, что он за фрукт, но наивный и доверчивый, благородный остолоп господин Оргон, каким его и представляет актёр Александр Саранчин, настолько очарован этим хитрюгой, что попадает в беду вместе со всем своим семейством.
В ходе увлекательнейшего действа здорово наблюдать за героями, каждый из которых обладает особенным, неповторимым характером. А все благодаря нашим замечательным артистам, с блеском разыгравшим мольеровскую комедию. Необыкновенно напряжённым был процесс репетиций, связанный с загруженностью актёров в других постановках, с гастролями, со многими другими сложными обстоятельствами. Но всё получилось, как обычно, вопреки препятствиям, и бурные овации зала тому свидетели.
Великолепна актриса Лариса Гранатова (просто огонь) в роли Дорины. Это, пожалуй, единственный разумный человек в пьесе, самоотверженный и смелый. Милая, милая Мариана в исполнении юной Евгения Коваленко совершенно очаровательна в дуэте с пылким женихом Валером, яркие краски для которого нашёл актёр Иван Бекбаев.
Ничем так не проймёшь людей, как изображением их недостатков. Упрёки они выслушивают равнодушно, а вот насмешку перенести не могут. Комедия в приятных поучениях упрекает людей за их недостатки.
Мольер
Долго, с трудом и тщетно пытается переубедить упрямого Оргона его зять Клеант — актёр Дмитрий Баркевич. Масла в огонь добавляет и заслуженная артистка России Евгения Ярцева в роли матери Оргона – госпожи Пернель, ворчливо-уютной бабульки, ослеплённой святоши, нетерпимой, конечно же, прежде всего к своей невестке. А невестка – ослепительная Марика Шатова – боже! Нет, этот бюст надо видеть.
Прекрасная сценография и сногсшибательные костюмы – плод совместных усилий режиссёра и художника Екатерины Ключник. Это просто рай для перфекциониста, они идеальны и по фактуре, и по цвету, и по смыслу. Отрадно также видеть, как молодеет наша труппа, как рядом с заслуженными мастерами сцены активно работает молодёжь и как они сами кайфуют от этого.
Мольеровский «Тартюф» – комедия. Сначала это очень смешно, зал просто покатывается. А потом как-то страшновато. От осознания беспомощности доверчивого человека перед нахлынувшей силой. От безграничности возможностей зла.
Пьеса заканчивается хорошо по воле автора, а не в результате логического развития событий. Король-солнце спешит на помощь! Наверное, это справедливо: сказочно-оперный, смешной и счастливый финал – то, что заслуживают и герои пьесы, и зрители.
На самом деле Тартюф далеко не побеждён, он ускользает. Вся история, развернувшаяся на сцене, – очередной повод к размышлениям о сюжете и о том, насколько он актуален для нас сегодняшних. И в ходе размышлений этих становится не по себе. От того, что Тартюф возвращается. Он выкрутится, пролезет, не пропадёт, он вечен и неизбежен. Разве не было в вашей жизни такого, что партнёр по бизнесу присваивал себе ваши достижения; коллега использовал ваши оригинальные мысли и находки как свои; а давний приятель занял денег и не отдал? Тартюфы, они повсюду.
Пьеса учит необходимости ясно видеть и анализировать происходящее, избавляясь от ложных иллюзий.
Так где же будем брать силы в борьбе против хаоса внешнего мира? Чем будем побеждать силы тьмы? Только светом и любовью. Копите свой свет, пусть крепнет ваша любовь. Пусть пение птиц заглушает клевету и наветы. Этим и спасёмся.
Татьяна ЧАНОВА
фото Евгения МОИСЕЕВА