О корабельном инженере Владимире КОСТЕНКО мною было написано уже достаточно давно и много. Первая статья вышла около 10 лет назад. С тех пор были публикации практически во всех, в том числе и краевых, изданиях. Периодически на тему об этом удивительном человеке проходят лекции, очередная состоялась в марте этого года в Театре КнАМ. К сожалению, в целом горожане намного больше знать о В.П.Костенко не стали.
Кто сыграет инженера?
Какую роль сыграл Костенко в судьбе нашего города? Наверное, достаточно знать, что именно он выбрал место для Комсомольска. Но при этом надо понимать, что фактически выбирал он площадку под строительство Амурского судостроительного завода – район Большого Силинского озера у села Пермского. Уже потом появились «первая просека» – будущая улица Кирова, «Копай-город» из землянок, район «Брусчатка» и т.д. И уже после всё это назовут городом Комсомольском-на-Амуре.
Отчего же решили строить именно здесь? В первую очередь государство ставило себе задачу – развивать судостроительную промышленность на Дальнем Востоке. Это был первый опыт Советского государства в данном направлении. Решения принимались от простого к сложному, поэтому для начала подумали о реконструкции «Дальзавода» во Владивостоке, основанного ещё в 1887 году. Отказались от этого места по стратегическим военным соображениям – слишком близко к Японии.
Далее решили перенести будущий завод под Хабаровск – район села Нижне-Воронежское. Вроде бы на том и порешили… Считается, что телеграмма Сталина догнала начальника строительства Иосифа Каттеля уже на пути в Хабаровск. Содержание было таким: «Завод надо строить возможно дальше от границы. Возле Хабаровска было бы легче, но надо затруднить возможность нападения на него. Учтите исключительную важность завода. Завод надо строить обязательно на левом берегу Амура, чтобы обойтись без моста через реку, с присоединением ветки на магистраль».
Инженер-новатор
Таким образом, в конце марта 1932 года и оказался инженер Костенко на берегу Амура у села Пермского. Именно это село подходило под поставленную задачу «не ближе 400 км от Хабаровска». Экспедиция ленинградской проектной организации «Проектверфь», которая, как бы сейчас сказали, «выиграла конкурс на проектирование» осматривала по Амуру наиболее подходящие для строительства площадки.
Параллельно с «Проектверфью» работала правительственная комиссия по выбору строительной площадки, возглавляемая известным государственным деятелем Яном Гамарником. Входили в неё большей частью чиновники и функционеры, хотя был и один инженер. И тут мы возвращаемся к вопросу об инженерной квалификации и о профессиональном таланте. Владимир Костенко к 1932 году не был средним инженером. Он имел за плечами большой опыт, в том числе и как инженер-новатор. Именно его способности и позволили не просто выбрать строительную площадку, которую правительственная комиссия Гамарника лишь формально утвердила, но и создать новый проект судостроительного завода, которого до него никто никогда не создавал.
Как строили корабли до тех пор? По традициям, заложенным самыми ранними корабелами времен Колумба и Петра Первого. Основу корпуса закладывали на берегу, затем по наклонным стапелям спускали на воду, и уже на воде корабль достраивался окончательно. Однако, как уже было отмечено, инженер обязан учесть гидрологию Амура и его погодные условия. Например, сборка корпусов на открытом воздухе в наших суровых дальневосточных зимах представляется малореальной, а классические наклонные стапеля на Амуре должны были бы достигнуть, по расчётам Костенко, длины почти в полкилометра, в связи с колоссальными колебаниями уровня реки – до 5 метров в «плюс» и в «минус», то есть при паводках и падении уровня.
Именно из-за этого Костенко и придумал отапливаемые эллинги, с зимней температурой в + 10 градусов, и строить корабли в сухих доках с готовностью до 90%. Потом же открывается шлюз, док затапливается, и судно выходит на воду по горизонтальным стапелям. И выходило оно именно в воды Большого Силинского озера, которое было превращено проектом во внутренний бассейн завода. Таким образом, место строительной площадки напрямую связано и с новой технологией строительства. Возможно, по-другому строить в таких условиях и не получилось бы. По крайней мере, Костенко доказывал, что его проект значительно проще для осуществления, чем классические наклонные стапеля.
«Нам талантливые люди нужны»
Владимир Полиевктович КОСТЕНКО – родился в 1881 году в Полтавской губернии. Школу и Морское инженерное училище он закончил с золотыми медалями и занесением своей фамилии на мраморную доску почёта. Сразу после этого был назначен корабельным инженером на броненосец «Орёл» и совершил большой морской переход на Дальний Восток в составе 2-й Тихоокеанской эскадры, направленной на войну с Японией. Выжил в кровавом Цусимском сражении. Броненосец «Орёл» благодаря Костенко остался на плаву, несмотря на 140 прямых попаданий снарядов. Пережил японский плен, вернулся в Россию, совершив кругосветное путешествие через Америку и Европу.
В 1909 году, находясь в Англии, Костенко увидел чертежи легендарного «Титаника» и предсказал его гибель. В России стал одним из руководителей партии эсеров под псевдонимом Цицерон; принял участие в несостоявшемся покушении на царя. За хранение революционных листовок получил приговор 6 лет каторги. В ожидании своей судьбы венчался со своей первой женой в Петропавловской крепости. Помилован лично Николаем Вторым со словами: «Нам талантливые люди нужны». В революционном 1917 году избран городским головой – мэром украинского города Николаева.
В 1920 году его первая жена умерла от чахотки, и Костенко остался один с тремя малолетними детьми на руках. В 1928 году Советская власть приговорила его к расстрелу, но казнь заменили на 10 лет Соловков, где он пробыл лишь несколько месяцев, после чего олностью реабилитирован… В начале 1941 года опять арестован, подвергнут пыткам и опять реабилитирован.
По проекту Костенко построен ещё один уникальный судостроительный завод – в Северодвинске – «Севмаш», в котором он усовершенствовал принципы, заложенные в проект Амурского судостроительного завода.
Владимир Полиевктович был не только выдающимся кораблестроителем, но и талантливым литератором, крупным общественным деятелем, прекрасно рисовал, хорошо играл на рояле. Разрабатывал теорию гибкого двигателя, основанную на движениях рыбьего хвоста. Всегда в любой тюрьме и в любом заключении продолжал работать, создавать различные проекты самого широкого инженерного диапазона – от эскиза туристического судна для кругосветных плаваний до новой формы ледоколов. Придумал даже водопоезд из грузовых барж. В своих замыслах нередко опережал уровень мирового судостроения на 30-50 лет. Работал до последних дней жизни – умер в 1956 году.
«Титаник» — не «Орёл»!
Вот такая квинтэссенция большой человеческой жизни. Гибель «Титаника» он предсказал практически мимоходом… Ещё бы, если твой корабль был практически превращён в сито и не утонул, потому что ты оборудовал броненосец «Орёл» креновыми трубами по системе своего учителя морского академика Алексея Крылова и крен до 10 градусов выравнивал за 2-3 минуты. А «Титаник» получил довольно ничтожную пробоину и затонул лишь потому, что поперечные перегородки не были доведены до водонепроницаемой палубы, из-за чего вода могла свободно переливаться из отсека в отсек при затоплении всего лишь двух из них. Зато такая «инженерная мысль» позволяла прорезать палубы такими сходами, которые не уступали в роскоши парадной лестнице Зимнего дворца… Кстати, на однотипном «Титанику» «Олимпике» после трагедии переборки были подняты, и он работал до 1935 года.
Королёв, Курчатов, Костенко
В жизни Костенко было несколько городов. И в первую очередь — это Питер, место его жительства. Здесь есть три мемориальные доски, посвящённые ему. Одна из них расположена в комплексе Главного адмиралтейства и имеет такое содержание: «Здесь работал воспитанник училища, выдающийся инженер-кораблестроитель, лауреат Государственной премии, живой герой известного романа «Цусима» В.П. Костенко».
Насколько Владимир Полиевктович был выдающимся инженером? Об этом пишет капитан 1-го ранга, кандидат исторических наук Владимир Грибовский: «Несомненно, главные заслуги Костенко – в развитии отечественной судостроительной промышленности в 1930-40 гг. Эта сторона его деятельности долгие годы оставалась «за кадром» из-за особой секретности, и Владимиру Полиевктовичу не удалось «пожать лавры» и в полной мере ощутить оценку своего труда при жизни. Не будет большим преувеличением сказать, что масштабы его заслуг по строительству двух судостроительных заводов – Амурского (в Комсомольске-на-Амуре) и Архангельского (в Северодвинске) – сравнимы с масштабом деятельности таких титанов, как С.П.Королёв и И.В. Курчатов».
140 лет со дня рождения
Вряд ли Комсомольск и Северодвинск смогли стать для Костенко настолько же родными, как Питер. Хотя в 1942 году он посетил наш город и высказался так: «В Комсомольске осмотрел своё детище – завод. Он выглядит импозантно». И наш город, и его северный побратим по сей день не чтут своего родителя. Ни досок, ни улиц нет. Нет их и в украинском Николаеве. И если капитан Грибовский пишет о том, что Костенко был «за кадром» из-за секретности, то журналист Николаева Бабич пишет «под запретом» из-за репрессий… «Хорошо бы дать имя Костенко переулку Гаражному, улице, ведущей от Дворца судостроителей к Черноморскому судостроительному заводу, где он проработал несколько лет». Это должно о многом напомнить и жителям Комсомольска. В сентябре этого года мы можем отметить 140-летие со дня рождения корабельного инженера Костенко.