СВЕЖАЯ ВОДА АМУРСКОГО АВГУСТА

Народился первый день завершающего месяца лета. Именинник Иван Боженко в день своего рождения выехал с друзьями на берег Пивани.

– На праздничную уху я наловил. А вот жена знакомого прибыла среди дня и впервые удила рыбу на донный амортизатор с мушками, – рассказывает Боженко. – Всех переловила! В общем улове оказалось три верхогляда весом до 4 кг, пара сазанчиков до 2 кг и китайский ёрш весом 5,6 кг!

А на рынках города, кроме местных овощей, закрасовались с первого дня календаря кишмиш и грибочки. Белые и красные подосиновики! Август – это пора сбора новых лесных даров.

– Да! Отличное начало месяца! – воскликнул я и на следующий день организовал поездку в район Нижней Экони.

Здесь, на Пивани, ловят чебака с приманкой

*  *  *

Нас четверо, и на месте тоже четыре рыболова. Они уже принимают на берег первых рыб. Размещаемся на берегу, запускаем разнообразные мушки, и лучше работает место у Леонида Животовского. Здесь течение упирается в береговой мыс и накручивает глубину. Товарищ периодически вытягивает верхоглядиков, аушат, сазанчиков и хороших монгольских краснопёров.

– У меня хорошо работают мушки типа полосатый «кембрик-креветка» с «икриной», – улыбаясь, сообщает лидер рыбной ловли.

У жены Лены мушки гуляют на перекате перед уловом. Сюда пришла тройка верхоглядов и зачётный монгольский краснопёр.

Я в этом сезоне на донный амортизатор стал больше ставить очень яркие и сочные мушки. На корпуса-тельца приманок наклеиваю цветную фольгу, а затем ламинирую их клеем с серебристыми вкраплениями с помощью пистолета для творчества.

Пока я помогал товарищам зарядить снасти, на мою новую мушку типа салатная «однодневка» попался сом! Видно, что приманка очень похожа на натуральную крылатку.

А вот четвёртое место в начале «голого» переката не принесло ни одной рыбки. Видно, что на глубинах вода прохладнее, и августовский хищник занимает более удобные «квартиры».

Рядом с нами я поставил глубинную донку с резкой из верхогляда. На кусочек жирного мяска попалась плетушка. А вот сосед Никита с напарником на днях ловили рыбу на фидерные оснастки с кукурузой. В их улове оказалось пять лещей, сазанчик и несколько коньков.

А я ещё продолжаю быть под большим впечатлением от новой недавней поездки на ловлю змееголова.

*  *  *

Тогда в 5.00 меня и Леонида Животовского на месте встретил опытный рыболов.

– Молодцы! Как настоящие рыбаки! Ровно в назначенный час… Только подходите к воде тише… Червей я подкопал…

Наши поплавки застыли в ожидании наживки. Но вот на прикормку собралась мелочь, и в ведёрке забегали гольяны двух видов и ротанчики. Я спешу выставить три снасти своего производства на змееголова.

Снасть на змееголова. К спиннинговому удилищу с помощью карабина крепится поводок длиной 60 см, на котором бегают скользящие грузик и поплавок. Ниже грузика через застёжку второго карабина крепится поводок диаметром 0,5 мм с крепким большим крючком на поводке 15 см. Живец крепится под кожу спинки.

Пока снасти ожидали грозных хищников, напарник успел выудить отличного золотистого карася,  которого называют «детский лапоть», и редкую для этого места рыбку.

– Мало их. Я таких рыбёшек отпускаю обратно. Что за вид?.. – задумался он.

Я поспешил посмотреть на диковинку. Рыбка внешне похожа на отдельный вид пескаря, но, возможно, что учёные называют её амурским чебачком.

А мне хотелось проверить работу оранжевой силиконовой лягушки. Обошёл несколько мест, но странно: почему-то местного «Змея Горыныча» она не привлекает. Но зато сработал живец! Леонид и напарник с помощью подсачека вынули первого яростно сопротивляющегося хищника!

Через пару часов на середине водоёма кто-то стянул наживку. Я поспешил отправить точно в это место новую еду, и сразу последовала атака! Есть! Ух! Как это волнительно тянуть змееголова! Рыба в подсачеке. Ура!

А на той стороне – красивая картина жизни пернатых: заботливая мама-утка водит хоровод своих деток. Будто заводные кораблики курсируют по водоёму. А утят у неё восемь! Какая молодец!

Тут же кормятся мальком и крачки. С размаху ныряют за пищей и пулей вылетают обратно.

Перед обедом мы отправились обратно. Возле лесной дорожки пробились сыроежки. Да, в этом году летние грибки то там, то здесь показывают свои шляпки.

– Теперь добавите рыбы из моего личного «аквариума», – объявил гостеприимный хозяин.

Как только Леонид опустил удочку с живцом в искусственный прудик, произошла мощная поклёвка! Бурное сопротивление, и змееголов порядка 2 кг заваливается в подсачек! Следом и я тихонько с другой стороны забрасываю живца. И тут же следует хватка! Рыбина так резво забегала, что накрутила леску на кусты и оторвала поводок. Насаживаю нового гольяна, и хищник весом 2 кг начинает буянить, как конь ретивый! Пять-семь выкрутасов, я подтягиваю рыбу к берегу и рукой вываливаю трофей на траву! Ух! Впечатлил… Вот это концерт!

– Всё на сегодня хватит! – объявляю я. – В следующий раз будем восполнять твой «аквариум» дикими змееголовами.

Мы попили чайку и подарили хозяину интересные мушки и материал для их изготовления. А ещё я прочитал несколько стихотворений и подарил свой сборник стихов «Любить – значит жить!». Рыболов и в поэзии силён. Высоко одобрил моё творчество. Вот так нужно жить, дружить и общаться для общего блага…

Гольян — отличная наживка для змееголова

*  *  *

Змееголов – редкая рыба в уловах комсомольчан. Мой брат Сергей делает из него отличные котлеты.

– Как мясные! Проверь сам, – советует и рыболов, и домашний повар. – Костей у него очень мало.

Рецепт котлет из змееголова. Отделяем от рыбы филе, убираем косточки. Порционно перемалываем через мясорубку филе, сало, лук. И снова – филе, сало, лук. Укладываем в просторную посуду. Солим, перчим и хорошо перемешиваем. При желании добавляем яйцо. Обваливаем в манке, панировочном сухаре или муке. Обжаривам на масле с двух сторон до румяных корочек. Приятного аппетита!

Чудо-рыба змееголов

*  *  *

Вода в Амуре вновь начала прибывать и свежеть. Скоро пойдёт осенняя кета, и местная рыба почти вся переместится в заливы и озёра. А там приманить её намного труднее среди массы разнообразного корма. Мы решили успеть половить рыбу на пиванском берегу. На реке полный штиль. То там, то здесь играет рыба разных размеров. Похоже, что это и хищники, и крупные сазаны. А под самым берегом кормятся многочисленные мальки: летний нерест удался! Вдруг всего лишь в метре от берега раздался такой всплеск, будто бросили пудовую гирю! Вот так хищник!

Сосед Никита с товарищем устроились в улове и начали профессиональную ловлю на фидерные оснастки. Сначала прикормили рыбу, посылая «ракеты» с кормом на глубину до 40 м, а затем предложили кормушки и крючки с бойлами, пеллетцем и кукурузой. И вскоре на кукурузу пошли крупные, как большие сковороды, лещи! Даже попадались чёрные краснокнижники!

Я же удил рыбу донным амортизатором с мушками и глубинной донкой с кусочками резки из судака. С 8.20 до 15.00 в моём улове оказались пара судачков, монгольский краснопёр, конь, четыре верхоглядика и четыре косатки-плети. Подходили и три аушки. Скучать не приходилось. Рыба чаще бралась на яркие приманки и типа «подёнка». Посмотреть на мой улов пришла изящной формы ящерка, редкая гостья рыболова!.. День начала нового подъёма воды удался!

Отлично ловит рыбу мушка типа подёнка
Ящерка — редкая гостья у рыболова

*  *  *

Мы с женой Леной, соседом Никитой и его верной собакой хаски Эльзой тоже решили отправиться по грибы в ближайшие леса. И нашли! Белые, красные, коричневые и зеленоватые шляпки порадовали нас ранним утром. На ужин были приготовлены первые грибки августа. Ух! Первые всегда вкуснее последующих…

По традиции в августе мы с товарищами посещаем устье одного из горных притоков Амура. Здесь тихо и безлюдно. Даже живёт редкая огромная птица — орлан белоплечий. В этом сезоне, похоже, мы повидали все три вида этих важных птиц: и белоголовых, и белоплечих, и белохвостых.

В этих местах основная рыба – щука. В уловах бывают жерехи, чебаки и трегубы. Здесь снуют туда-сюда многочисленные мальки. Периодически раздаются сильные всплески хищной рыбы: им большое раздолье для нагула и запаса жира на зиму. Горная чистая вода противится натиску поднимающейся мутной русловой амурской воды, поэтому сквозь поляризационные очки я вижу не только затопленные кустарники, но и нападающих хищников.

Щука хищник ярый!

У меня в наборе десятка два самых различных приманок на хищников, но решаю поставить скромную самодельную вертушку типа «карасик» с красным вихляющим хвостиком. И не прогадал. Произошло семь подходов. Две щуки ушли возле лодки, а три благополучно были приняты подсачеком. Ещё тройка щук нападала на продолговатую серебристо-зелёную блесну-незацепляйку. Она отлично проходит сквозь многие препятствия. Ловля хищника спиннингом очень эмоциональная, поэтому всегда ждёшь очередной поездки. Анализируешь итоги, применяешь новые приманки и техники ловли.

*  *  *

Я иногда продолжаю ловить рыбу на городской набережной. Сюда приходят интересные люди разных возрастов и часто заводят любопытные разговоры. Вот мальчишка с велосипедом интересуется моим уловом и рассказывает о своих достижениях:

– Я рыбачу на фидер. Ловил леща на 1 кг, а два дня назад сазана на бойл с кукурузой. Весил около 3 кг!

Появляется и его молодой друг Кирилл, удивляется:

– А что это у вас за палка такая?

– Это древко! Следует к нему относиться вежливо. С помощью его я забрасываю груза не только донных амортизаторов, но и глубинных донок. Вес на них до 1 кг, а бросок составляет до 50 м! Был интересный случай, когда на правый берег причалил катер «Амур» и серьёзный возрастной хозяин судна, не поверив в дальность моих забросов, выставил на спор своё судно! Я прикинул, что груз имеет вес 0,8 кг, и заявил о забросе на 60 м. Результат оказался выше! Эх! Постеснялся я тогда забрать катер, а надо было бы…

К разговору присоединяется прославленный пожилой рыболов Александр:

– Вот ты, Саша, древком груз кидаешь, а я на Пивани видел рыболова, который набивал в пакет камни, брал его в зубы, заплывал на глубину и устанавливал резинку! Вылезет, достанет из рюкзака одеяло, сядет на большой камень, погреется и начинает рыбачить. Рвётся резинка, процедура возобновляется!

– У-ух! Вот какой опасный вариант, – встрепенулись мы.

Чернокнижник чёрный лещ

Затем подошёл рыболов средних лет и поинтересовался белой рыбкой для насадки на донный спиннинг. Я предложил коллеге ракушку. На неё всегда можно поймать не только плетей и коней, но и сазана, сома, пескаря-леня и даже карася. Тут же припомнилась интересная история.

Нас трое. Ранним летним утречком дружно спешим по лесной тропинке к заветным местам! От ЛЭП к Амуру на спуске очень крутая тропа, и следует быть внимательным. Умытые чистейшей слезы росой, травушки источают сладостный аромат. Какая великая разница между выхлопом газа, уходящего дальше рейсового автобуса, и живой, просыпающейся природой! Мы смеёмся:

– Как в знаменитой шутке-пародии: «Я тоже один раз на природе был. Если бы не выхлопная труба, насилу бы отдышался».

Под ногами захрустело.

–  Эй, впереди, не давите мою наживку! – слышу за спиной голос знакомого рыболова. – Я ведь с ночёвкой. Всегда собираю земляные ракушки. Они не хуже речных, а иной раз и превосходят. Ловится на них и днём, и ночью. Косатка и конь, сом и плеть.

Теперь и я в случае необходимости собираю по пути лесную наживку. «Улитки, отворяйте калитки!»

*  *  *

Помню, как я ловил рыбу с острова Чуракан. На крючки насаживал свежую резку из рыбы и мясо земляных ракушек. Весь день коньки попадались только на мясо ракушек. А когда их нет, беру перловиц и круглых прудовиков, которых цепляю на крючок через защитную «маску».

Полезный совет. В один из «барабанных» дней меня выручила резка из рыбы. На искусственные мушки я надел кусочки свежей рыбы и остался с уловом. «А что, если вместо дальней мушки, планирующей у поплавка, поставить большую резку? С глубины она может приманить более крупную рыбу — сома, щуку или верхогляда», – подумал я. На поводок диаметром 0,6 мм привязываю на небольшом расстоянии друг от друга три крючка. За два крючка цепляю резку длиной 8 см от первого пойманного жереха. Третий крючок с красным хвостиком болтается произвольно. Через некоторое время происходит солидная поклёвка. Хороший верхогляд! Да, видно, свежее мяско помогает привлечь даже привередливую рыбку.

Мой давний товарищ, бывший сосед Вячеслав Птицын, в рыбалке тоже не новичок, и однажды летом он меня очень удивил:

– Я, Александр, тоже люблю махать на «резинку», но только ночью. Мест свободных много, никто не мешает. Почти не беспокоят своим шумом лодки. А на крючки насаживаю солёную селёдочку. К утру – добрый улов: сомы и косатки, плети и кони, а когда и сами верхогляды. Хочешь, поедем? – приглашает меня приятель, довольный произведённым эффектом, и улыбается в пышные усы.

*  *  *

Вячеслав умело управляет и зимней махалкой. Редко какой сижок или конь устоят перед игрой его проверенной блёсенки. Рыболов один день хвалит медную, второй – латунную, а третий – оловянную обманку. А то переключится на ловлю рыбы подпусками. Доходило до забавного. Сосед работал в студии звукозаписи на автовокзале, возле самого Амура. Там из окошка постоянно видны заснеженные водные просторы и тёмные фигурки рыболовов-подлёдников. Как тут усидишь! И Птицын в обеденные перерывы и после работы начал устанавливать и проверять зимние снасти с насаженными мальками. Как прекрасно! Здесь тебе и хорошая разминка-зарядка на свежем воздухе, и различные трофеи: чебаки, кони, сиги, а иногда ленки с налимами.

А вот однофамилец Андрей Смирнов старшего возраста прогуливается по берегу у набережной. На очередном подъёме воды на мушку взял сома весом 1,5 кг, а на фидер – сазана весом 3,5 кг.

Приближается ещё один прохожий. Его зовут Константин. Интересуется уловом и рассказывает о себе:

– А я тоже рыбак с детства. Мне 64 года. Часто в командировках, но стараюсь выбрать время для рыбалки. Вот, прибыл с вахты, с Якутии. Молодёжь-то рабочих профессий сторонится… Вот и приходится работать на самых разных должностях. Какие там огромные налимы! Ловим в основном из проруби зимой. Печень очень ценится. 1 кг стоит 3 000 рублей. Очень полезная штука, пользуется большим спросом.

Недалеко от меня на донку ловит рыбу бабушка возрастом за 70 лет. Спешу познакомиться.

– Плетей ловлю, да косатка попалась, – сообщает рыбачка, насаживая на крючок сначала червяка, а затем зерно перловки, и поясняет. – Так их меньше объедает мелочь. Я обычно на протоках рыбачу, а тут поленилась. Сюда пришла…

Красота природы края

*  *  *

На новом подъёме воды с вечера я взял на мушку судачка, а на утреннем выезде глубинная донка с насадкой кусочков колбасы и конька принесла пятёрочку плетушек и пёстрого конька. Кошкам на хорошую «уху» хватит!

– Ловите на колбасу?! – удивляются прохожие.

– Конечно! Помню, когда мы оказывались с путёвкой выходного дня на борту теплоходов «Георгий Седов», «30 лет ГДР» или «Василий Поярков», то, уходя из ресторана, оставляли от обеда «пятачок» «Докторской». Плети ловились отменно! Словом, каково предложение, таков и результат!

В августе у меня есть правило: перейти с мушек только на донки и поймать несколько косаток-плетей на городской набережной. На своей черверазводной плантации я быстро копаю бойкую наживку, сажусь на велосипед и через десять минут уже на месте. Закидываю пару спиннингов, и они пошли! Такие жёлтенькие «акулочки» уссурийские. В тот же день они жарятся и идут на ужин.

Грозный рыцарь амурских вод судак

*  *  *

Вода продолжает прибывать и становится всё более кофейной. Но в этой среде, на удивление, Виктор Шахин, житель хуммийских дач, нередко на мушки достигал хороших результатов.

А грибы в этом году родятся всё лето! Нечастое явление, даже редкое. Под конец августа их ассортимент расширился. Вот стоят волнушки с сыроежками, там дальше подберёзовики и подосиновики. Слева грандиозный и важный белый красуется, а справа белые и чёрные грузди. А вот и первая пара маслят появилась. Эльдорадо! Да… В лес по дикоросы ходить хочется, но опасностей немало. Пожалуй, самая главная – это встреча с медведем.

В очередной раз мы с Виктором Лозинским вооружились мощными газовыми гудками. Про запас я положил в ведёрко и перцовый баллончик. А на алюминиевый короб повесил металлическую кружку. Что ни шаг, то сильный звон. Далеко разносится. Даже напарник пугается…

– Медведи, конечно, разные, – говорят специалисты. – Есть и больные, и голодные, и раненые. Действие зверей может быть непредсказуемое. Но большинство медведей, услышав звон, снимутся с места и уйдут подальше от человека. Хотя другие могут подумать, что их скрадывают, и начнут выражать защитную агрессию или нападение. С другой стороны, когда сильный звон распространяется далеко, то у зверя есть возможность «одуматься» и спокойнее уйти с пути людей. Если пошли в лес, то следует ходить вместе по три-четыре человека. При появлении зверя не бежать, ставить на головы короба, рюкзаки, вёдра. Изображая высокий рост, сильно шуметь и потихоньку ретироваться назад…

Этот теперь самый крупный

*  *  *

А меня всё влечёт ловля змееголова в чистой воде закрытого водоёма. Рыбы сильной, строптивой и редкой. Учитывая накопленный опыт, мы с товарищем нашли заход на водоём с северной стороны. Здесь глубже и меньше подводной растительности. Сначала прикармливаем гольянов и карасей. Нужна живая насадка. Тучей подошла мелочь! Приходится удивляться. Насаживаешь червяка, нанизывая его по 5-6 раз на ножку крючка, а рыба в мгновение ока его снимает! Вскоре несколько гольянов пойманы, и я спешу поставить три снасти на змееголова. Следом за ними на удочку я вытягиваю золотистого карася! Затем ещё одного, а после сразу двух! Ух! Как в сказке! И тут поплавок средней снасти помчался вдаль!

– Есть! Хищник! Это он! – кричу я и спешу к спиннингу.

Рыбина бодается, крутится, делает свечки! Вот это рыбалка! Красавец змееголов на берегу. Свершилось! Даже поимка одного экземпляра настраивает на продолжительные эмоции.

Змееголов Валерия

И ещё один выезд я организовал на ловлю змееголова. Нас четверо, и все хотят прочувствовать увлекательную борьбу с суперхищником. Сначала очищаем «кошкой» место ловли гольяна и карася от водной растительности и прикармливаем рыбу. Наслаждаемся панорамой водоёма. Плавают утки и утята, летают какие-то большеклювые птицы. Быстро ловим гольянов и ротанчика. Спешим наживить их на дальнобойные удочки. Гольяны огромными стаями крутятся вокруг червячков, бойко срывают насадки, но между тем наполняют ведёрко. И вот дальний поплавок моей снасти заплясал на воде! Есть! Рыбина вылетает на поверхность и активно крутится.

– Отличный экземпляр! – восторгаются коллеги.

Мне хочется, чтобы поймали по одной рыбине все, и я даю полезные наставления. Мы даже рядом видим проплывающих змееголовов. Один из них схватил червяка на удочке, но сошёл. Но вот на крючок моей удочки садится золотистый карась! Красавец! А теперь Валерий спешит к своей снасти. Есть! Доволен! Я решил вместо червяков наживить шустрого гольяна на удочке. И надо же! Попадается хищник весом 2,2 кг! Теперь по воде полетел поплавок соседа Никиты. Ура! И он с трофеем.

А затем и жена Лена вытягивает на удочку очередного змееголова!

– Всё, ребята! Всё! На сегодня хватит. Больше ловить не будем. Надо сохранять потомство.

Пока собираем снасти, Лена успевает собрать пакетик грибков рядом с местом лова. Отличная поездка! Как, впрочем, и весь август.