Библиотека имени Н. Островского приглашает жителей и гостей города на персональную выставку комсомольского художника Дмитрия ДУШКИНА «Война. Победа. Память». Она разместилась на втором этаже учреждения.
В экспозицию вошли 23 графических рисунка, выполненных чёрной гелевой ручкой и сангиной*. Все они – о Великой Отечественной войне, а сама выставка приурочена к 80-летию Победы.
Сам художник говорит, что творческий замысел выставки вынашивал около трёх лет – собирал материал, обдумывал общую идею, которую хочет донести до зрителя, и подачу будущих работ. В основу сюжетов и портретных рисунков легли кадры военной кинохроники, фотографии, что рождалось как иллюстрации к стихам друзей – комсомольских поэтов.
Когда в голове сложился цельный образ, он начал рисовать, и на это ушёл ещё примерно год. Последовательность, в которой расположены произведения на выставке, тоже имеет значение. Первой от входа висит работа «Говорит Москва». На ней изображена знаменитая радиотелевизионная башня в Москве, с которой по всему Советскому Союзу разошлось сообщение о нападении гитлеровской Германии на нашу страну. Потом следуют сцены сражений – как на европейском театре военных действий («Бой в Арденнах»), так и на нашей земле («Битва за Сталинград»), потому что полыхала вся планета.
Висит в рамочке рисунок «На марше» – колонна «тридцатьчетвёрок» с грохотом идёт по открытому полю так, что под ногами дрожит земля – с пехотой на броне и задранными вверх стволами. «Вперёд за Родину» – и маленькие силуэты бойцов, увязая в снегу, бегут на фашистов через снежную равнину, постепенно превращаясь в чёрные точки. «Дорога в логово», и артиллерийский расчёт выкатывает орудие на позицию в городской застройке где-то на подступах к Берлину.
Но это лишь одна сторона войны. А была и другая. На чёрно-белом рисунке с резкими деталями кричит женщина (или бабушка?) и держит на руках испуганного, ничего не понимающего пацанёнка. В глазах – отчаяние и ужас перед неизбежным. «Горе пришло». Сюжет понятный, тяжёлый, без которого картина Великой Отечественной войны была бы неполной. Дмитрий Душкин рассказал, что работа над ним вообще давалась непросто, а когда приступил к прорисовке мелких деталей, вдруг «проняло по-настоящему». Вот что, оказывается, чувствуешь при виде уходящей армии, которая не смогла защитить свою землю и теперь оставляет тебя на глумление и поругание врагу.
А вот нахохлилась и сидит хмурая девочка в бесформенной зимней одежде не по размеру, закутанная тёплым платком. «Дети войны». – такие маленькие, одинаковые и несчастные посреди большой беды.
«Тень войны». Просто чёрный силуэт – без глаз, без ничего, абсолютная тьма и зло.
«Отчий дом», куда все защитники Родины вернутся рано или поздно – живыми или вечной памятью о погибших.
Выставка «Война. Победа. Память» – не первая в истории дружбы Дмитрия Душкина с библиотекой имени Островского. Ранее были «Своих не бросаем», «Спасибо тебе, солдат!» и другие совместные проекты. На открытие пришли ученики художника, друзья, коллеги по цеху и просто поклонники его творчества. Представленные работы ранее нигде не выставлялись, и автор провёл для гостей мероприятия экскурсию, рассказывая о том, как создавалось каждое произведение и какой смысл в него вкладывался.
Дмитрий Игоревич Душкин – член Союза художников России, учитель технологии в школе № 32, доцент кафедры технологии, экономики и дизайна АмГПГУ, руководитель арт-студии «Я казак». Тема воинского служения Родине ему близка ещё и потому, что сам родился и вырос в офицерской семье: отец был капитаном танковых войск, дед воевал и дошёл до Берлина, закончил службу подполковником. Дмитрий Игоревич же является товарищем атамана (то есть первым замом) Приамурской казачьей сотни Колымского казачьего округа. По его эскизам создаются шевроны и другие атрибуты военной формы современного казачества.
Посетить выставку «Война. Победа. Память» можно до 3 июня.
*Сангина – толстый карандаш без оправы. Изготавливается из белой глины, подкрашенной оксидом железа. В результате имеет цвет тёплых оттенков от коричневого до красноватого.















Андрей МЕЛЬНИКОВ. Фото автора