ГОВОРЯТ, КРЕМ-ТО НЕ НАТУРАЛЬНЫЙ!

Исследование показало, что почти в половине случаев заявления производителей косметики об экологичности своей продукции, мягко говоря, не соответствуют действительности.

Масштабное исследование кремов для лица и шампуней провёл Союз производителей органической, натуральной и экокосметики (ONE) в партнёрстве с Роскачеством, выставкой InterCHARM и компанией SellMonitor. Результат: более 40% товаров на российском рынке косметики имеют признаки гринвошинга.

Этим словом (от англ. green — «зелёный» и whitewash — «отбеливание») как раз и обозначают недобросовестную маркетинговую практику, когда компания создаёт у потребителя ложное впечатление об экологичности своего продукта или своей деятельности.

Анализ 1 000 самых продаваемых кремов для лица и шампуней показал, что 32% товаров используют ту или иную «зелёную» риторику. Однако почти половина таких заявлений (42%) недостоверна. В абсолютном выражении это более 1,5 миллиона проданных единиц продукции на сумму свыше 280 миллионов рублей, что эквивалентно 13,6% всей рыночной выборки. Производители сознательно манипулируют цифрами так, чтобы звучало красиво, но при этом заявление было трудно проверить.

На самом же деле настоящая сертифицированная косметика встречается крайне редко: во всей выборке из 1 000 товаров было найдено всего два продукта с достоверной экосертификацией.

Наиболее типичные уловки

— Процент натуральных компонентов указан без объяснения методики расчёта (19% всех случаев). Например, покупатель читает на упаковке: «97% компонентов натурального происхождения», – но не знает, что это значит, и не может проверить, как производитель пришёл к этой цифре.

— Использованы размытые формулировки вроде «эко», «натуральный», «чистый» (15% случаев). Но эти слова не несут конкретной информации и не подтверждены независимой сертификацией/верификацией.

— Использованы неопределённые формулировки относительно экологичности (7% случаев). На продукте не указано, относится ли заявление к продукту в целом, к его упаковке, отдельному компоненту или производственному процессу.

— Ложная или неподтверждённая информация о сертификации продукта (5% случаев). На упаковках размещаются знаки, имитирующие настоящие экомаркировки, или указываются сертификаты, которых на самом деле нет.

— Обязательные требования к продукции выдают за её уникальные преимущества (5% заявлений). Например, на коробочке с кремом  написано: «Не содержит озоноразрушающих веществ», – а использование таких веществ запрещено законодательно. В чём тут повод для гордости?

— Заявленный натуральный состав не соответствует критериям натуральной косметики (3% заявлений).

Рекомендации для потребителей

Эксперты советуют покупателям просто быть внимательнее и следовать простым правилам:

1. Ищите конкретику. Избегайте размытых формулировок. Достоверное заявление содержит точные данные: например, «флакон, за исключением крышки, на 50% сделан из переработанного пластика».

2. Проверяйте сертификаты. Наличие знака экосертификации (например, OneProof, COSMOS, NaTrue, «Листок жизни») — лучший показатель. Проверить подлинность сертификата можно в реестрах соответствующих систем.

3. Требуйте доказательств. Если на упаковке указан процент натуральности, производитель должен объяснить, как он его посчитал (например, со ссылкой на стандарт ГОСТ ISO 16128).

4. Не доверяйте слепо надписям «Без (чего-то там)». Заявления «без парабенов» или «без сульфатов» сами по себе не являются гарантией экологичности или полной безопасности продукта.

Сейчас на рынке косметики сплошь и рядом можно столкнуться с гринвошингом – покупатели стремятся следовать за модой на экологичность и натуральность, но пока не искушены в рекламных уловках, а бренды этим пользуются. Эксперты отмечают, что в результате это грозит подорвать доверие ко всей категории натуральной и экологически ответственной продукции.

P. S. Исследование проводилось в октябре 2025 года методом контент-анализа 1000 самых продаваемых с 1 января по 15 августа 2025 года косметических продуктов (500 кремов для лица и 500 шампуней — лидеры продаж в своей категории по объёму) в крупнейших онлайн-ретейлерах. Во время исследования была проанализирована продукция 321 бренда российского и иностранного производства.  Выборка репрезентирует ключевые тренды рынка.

Фото ru.freepik.com

Яндекс.Метрика