Как наполнить дом волшебством?

Комната, в которой я оказалась, была сказочной. Словно домик Бабы Яги. Вон и ступа с метлою в углу, деревянный сундук, повсюду травы, свечи. Все сели за огромный деревянный стол, на деревянные же скамейки, и это было очень удобно, как-то по-особому уютно. А когда Наталья Игнатьева, хозяйка сегодняшнего мастер-класса, выложила на стол лыко, сказка началась. Под руководством Натальи из кучи лоскутков, палочек и лыка рождается Коза, у всех, кстати, разная — потолще, поменьше, рогатая и не очень или ушастая.

— Это кому как надо, — объясняет Наталья. — Если стержня не хватает, силы на что-то, вот и получились большие рога. Когда прислушаться надо — выходят ушки. Похудеть хочешь — Козочка получится стройной.

Мы все заботливо украшаем и украшаем своих Козочек и ловим себя на мысли, что и настроение хорошее, и лёгкость какая-то в душе, и Коза эта из неказистой лыковой кучи превращается в красавицу. Или это ты сама отдохнула, расцвела, о новой кофточке задумалась? Чем не волшебство!

Как вы поняли, на мастер-классе мы делали куколку Козу. Куколок, кстати, самых разных, в комнате было множество. Здесь и авторская Баба Яга в берестяной ступе, и та самая Макошь с красной нитью судьбы в руках, и много других помощниц дома. С них, как оказалось, и начались пятницы Макоши в женском клубе «Берегиня» под руководством Инессы Ильиных (Забава).

— Началось всё со случайного моего участия в празднике Масленицы несколько лет назад, — рассказывает хозяйка дома Забава. — Я познакомилась с группой «Родовичи», здесь в Комсомольске. Это обычные люди, только очень искренние, без какой-либо религиозности. Я заинтересовалась расхождениями с привычным христианским календарём, славянской культурой.

— То есть в славянские традиции вы окунулись недавно? Но поверили и приняли их сразу?

— Не сразу. Я скептик по натуре, мне нужно изучить источники. Я была обычной современной женщиной, но не атеисткой. Я психолог, работаю в школе. Сейчас занимаюсь арт-терапией, сказкотерапией и вижу, что это каким-то волшебным образом помогает лучше обычных психологических методов решать проблемы и взрослых, и детей. Потому, видимо, сказкотерапия становится популярной и у нас в городе, и вообще в мире.

Женским коллективом единомышленниц мы стали собираться, учились делать куколок — домашних помощниц женщины. Стали изучать различные обряды и практики. Так появился клуб «Берегиня».

В нашем обществе распространена тенденция, когда женщина не хранительница очага, а бизнесвумен, руководительница. Она прекрасно знает, как работать, делает это наравне с мужчиной, а то и лучше. Но при этом современная женщина не умеет налаживать повседневную жизнь и быт. Я сама очень быстро поняла: это нужно современной женщине, устающей на работе в погоне за карьерой, планом, маркетингом. А где и как брать силы? Через русские традиции мы помогаем женщине найти эти силы и делать мужа и детей счастливыми.

У нас почему-то не поддерживается своя культура, произошла даже подмена славянских традиций христианской религией. Посмотрите, представители бывших союзных республик с гордостью носят национальную одежду, придерживаются своих традиций и в современной жизни. А славянские солярные символы до недавнего времени за фашистские знаки принимали. Хотя это же исконно наши и очень сильные символы. Гитлер знал, что использовать. Вот уж кто мистик был.

Хотя сейчас просыпается интерес к нашим традициям. Вот самая что ни есть языческая традиция — «Бессмертный полк».

— Наверное, она все же спорная, я читала мнения против неё, что нельзя тревожить ушедших людей, нельзя фотографии держать на виду.

— Нельзя тосковать и оплакивать ушедших, а здесь другой смысл. Это желание восстановить память и уважение, отдать им должное, это гордость за свой род.

В славянской традиции есть два периода поминовения предков — Осенние и Вешние деды. Очень хорошие праздники и нужные нам для связи с предками. В октябре мы накрывали стол, открывали окно, приглашали предков, вспоминали истории, связанные с ними. Вешние деды — немного другие, на Вешних угощение ставят всем предкам и тем, родством с которыми не гордятся, но почитают. Угощение для них ставят под стол. Славяне всегда почитали своих предков, жили в согласии с природой, в природных явлениях черпали силу, к ним приурочивались праздники и обряды. И женщина умела всем этим пользоваться.

Сейчас мы обращаем внимание женщины на то, что составляет её роль как берегини домашнего очага. А это — вдохновительница мужчины, его помощница, руководительница того, что вообще происходит дома.

Часто можно услышать от женщины, мол, не хочу идти домой, муж пьёт или чувствую себя чужой в своем доме, поэтому остаюсь на работе подольше. А дом твой, просто женщина потеряла связь с ним, её внутреннее душевное состояние — это состояние дома. Муж — внешнее пространство, он распорядитель, покровитель, он голова, а женщина шея. Занимаясь домашним хозяйством, женщина должна отдохнуть сама и вдохнуть энергию в пространство дома.

— Вы это сейчас про самую скучную и трудоёмкую часть нашей жизни — кухню и стирку так увлеченно говорите?

Забава смеется в ответ и продолжает рассказ:

— Мужская коронная фраза: «Вот раньше женщины всё могли, всё успевали, на ней дети и хозяйство, куры, коровы, а она всё умела, всё горело…». Но это дом питал женщину. Прибирая и готовя еду, она взаимодействовала со стихиями огня, воды и другими. Вот и сила. Она не просто бельё гладила, а «вжух» (Забава показывает движение руки с утюгом) — распрямляла дорогу мужу. Протираем пыль — приводим в движение энергию в доме. Моем окна — раскрываем и очищаем горизонт для мужа и детей. А сила дерева? Достаточно оказаться в лесу и правильно принять энергию леса и земли, вот и силы, и молодость возвращается. А длинная юбка — это мощный колокол силы. У нас, кстати, их преимущественно носят пожилые женщины, наверное, интуитивно.

— То есть всё так просто и скучно — моешь, стираешь и готовишь, а всей семье будет счастье? А где волшебство?

— Конечно, не так. Не скучно, а с любовью, со значением. У наших предков всё имело сакральное значение. Роспись на прялке задавала определённый энергетический настрой женщине, мысль пошла, а за ней энергия, и легла на пряжу, потом на вещи из неё. Мысль материальна, мы все об этом на самом деле знаем, только не пользуемся.

А посмотрите, как наши предки использовали солярные символы в вышивке на одежде, на поясах. Обереги специально изготавливались.

— А правильно ли вмешиваться в судьбу ребёнка или мужа? Ведь говорят, что мы все должны пройти свои уроки?

— Вот зимой, прежде чем отправить ребёнка в школу, вы его защитите, тепло оденете, — вступает в разговор Велемир, муж Забавы. — Это обязанность родителей: пока ребёнок встанет на ноги, оберегать его и учить, как жить в окружающем мире. Вы обязаны это делать. Так и с оберегом. Это защита от внешних неприятностей. Оберег не мешает принимать самостоятельные решения. Защита на энергетическом и физическом уровне — это не магия в принятом сейчас смысле. Можно назвать это домашней магией, как и всё, о чём Забава сейчас рассказывает, но славяне просто жили в этом, и магией это не считалось.

— Возникла идея всё это попробовать, объединиться, потому что, когда мы вместе, силы удваиваются и утраиваются, — продолжает Забава. — И однажды на мастер-классе по куколке меня спросили: «А вы проводите пятницы Макоши?». Про них я тогда ничего не знала сама и стала искать информацию.

— Я как раз хотела спросить, где вы берёте информацию? Интернет такой противоречивый.

— Мы используем академические источники — работы учёных, этнографов, религиоведов. Они работают с архивами или с живым материалом и ничего не придумывают. А второй источник — сказки, былины и песни, они тоже дают много информации. Есть религиовед Лада Корнеева (Черкасова), она занимается изучением народных песен, в Москве даже есть её группа «Посолонь». Лада изучает, распространяет славянскую песню и обряды, в которых используются песня.

У академика Рыбакова я и нашла про пятницы Макоши, подробное объяснение, сопоставления с анализом подобных практик в религиях других народов. Было бы интересно возродить этот обряд, но восстановить его точно невозможно, потому что прошли тысячелетия, наверное. Мы можем наполнить его своим содержанием, используя исследования обычаев, бытовой магии, атрибутов. Надо знать, чем пользоваться, чтобы не уйти в мистику и потусторонние какие-то истории типа «Битвы экстрасенсов».

Вот я сама прихожу с работы уставшая, занимаюсь домашними делами и понимаю, что всё, о чём я говорю другим, работает на мне самой. Мне помогает то, что раньше я не выносила домашних дел, как мытьё посуды например. Но теперь я придумываю свою песню, которая помогает «закрутить» суп вкусный. Очень интересно разрабатывать свои практики на основе уже полученных знаний.

— Макошь — это славянская богиня? А в чём суть пятниц Макоши?

— Макошь — одна из богинь славянского пантеона. Её еще называют небесная пряха. Она плетёт нить судьбы, а помогают ей сёстры — Доля и Недоля. Макошь — покровительница женщины семейной и рукодельницы. В пятницу женщины обычно не работали, а собирались для совместных посиделок, имеющих, конечно, сакральное значение. Тогда это было обыденно, это мы сейчас говорим — сакрально, потому что нам надо научиться так жить. Мы учимся придавать своим действиям нужный смысл — воссоздаём обряды.

Все праздники славянского календаря попадают на астрономические периоды силы, и мы можем использовать эту силу для реализации своих замыслов. Это особые дни, ежегодно их надо высчитывать, таких пятниц в году двенадцать.

В июле ко дню Перуна тема пятницы была — успех мужа и детей. Мы создавали обережную свечу на помощь мужу, на успех детей в учёбе, карьере. Если женщина не замужем, она может эту свечу зажечь на день Перуна, чтобы привлечь в свою жизнь мужчину. Можно просить предков прийти на воплощение в виде дитя.

Перун отвечает за мужество. В этот день мужчины проходят посвящение в воины, доказывают свою силу. Женщины же стараются вдохновить их, вселить в них уверенность, помочь энергетически. Поэтому накануне, в Пятницу Макоши, мы проводим ритуал, который направит женскую силу в нужное русло.

Тема следующей пятницы Макоши — дети и будущее. Она состоится в канун Карачуна, когда будет самая длинная ночь в году, а за ней возрождение, и день начинает прибавляться. И мы будем планировать новые дела, загадывать планы на год, просить у мироздания силы творить новое, найти идею.

— Будете гадать? Говорят, так судьбу можно испортить.

— А предки наши не гадали из праздного любопытства. Их вопросы всегда имели судьбоносное значение: будет ли урожай? добрый ли будет муж? победим ли в битве? Согласитесь, от этого зависела их жизнь.

— Добавлю ещё, что славянские практики гадания были призваны нагадать судьбу, то есть, если результат плохой получился, можно перегадать, — говорит Забава. — Поэтому для гадания использовались разные дни с привязкой опять же к астрономическим явлениям.

«Люблю сказки», — практически написала я в начале статьи, и дом, окутанный волшебством, потому показался мне родным с первой минуты. Но, дописав интервью, я наконец осознала, что хотела донести до меня Забава и почему в этом доме так душевно тепло. Вспомните то чувство из детства, когда вы приходили домой и дома была мама. Все мамы, конечно, в нашем детстве работали, но вы обязательно вспомните такой момент. Он отличается от любого другого возвращения домой особой радостью и чувством защищённости.

Женщина не кухарка и поломойка, а Хозяйка, хранительница домашнего очага, Берегиня. Она должна преображать свой Дом, в этом пространстве всё подчинено её мыслям, её энергии. И тогда каждый его уголок будет дарить удивительное ощущение тепла, света и заботы. Это и есть Сказка. Волшебство -это так просто, оказывается.

Наталья НЕУДАХИНА

Яндекс.Метрика