Ликбез для дачника. Как устроено садоводство

Было время, когда муниципалитет выделял предприятиям города земельный участок для ведения садоводства его работниками. За счет предприятия решались и хозяйственные нужды. Для управления, а на деле для взаимодействия с руководством предприятий в садоводствах выбирались правление и председатель.

Сейчас всё сложнее. Наши садоводства — это самостоятельные юридические лица, то есть сами по себе предприятия. Садоводческое некоммерческое товарищество обязано иметь устав, расчетный счет, печать, платить налоги и взносы за наёмных работников и отчитываться в различные инстанции о своей деятельности. Если этого не делать, из налоговой инспекции никто не бросится искать «потеряшку», такую организацию просто исключат из реестра юридических лиц. И для других, формально, садоводство прекратит своё существование. С правовыми последствиями такого формализма уже столкнулось одно городское садоводство. Кто-то дал им неграмотный совет зарегистрировать новую организацию, а когда садоводы решили приватизировать свои участки, в администрации города им отказали. Ведь новой организации никто землю не выделял. Отстаивать свои права садоводам приходится в суде.

Но вернёмся к руководству нашего юридического лица — садоводства. Высший орган, который принимает самые важные решения, это общее собрание. А для того, чтобы решения можно было принять, нужен кворум, как минимум 50% уполномоченных или более 50% членов товарищества. Поэтому на собрания надо ходить. Кстати, Гражданский кодекс несколько лет назад ввёл обязанность члена товарищества участвовать в принятии решений, без которых не может осуществляться уставная деятельность.

Проекты решений для собрания, например, обоснование размера членского взноса и другие документы готовит исполнительный орган — правление во главе с председателем. Председатель и члены правления — это выборные должности, а бухгалтер или сторож — наёмные работники. Общее собрание может переизбрать председателя, но не может уволить бухгалтера. Отношения с наёмными работниками регулирует Трудовой кодекс. А если с председателем заключён трудовой договор, то даже в случае его переизбрания необходимо соблюсти все правила, которые диктует тот же нормативный акт.

Все условия деятельности товарищества должны быть прописаны в его уставе. Даже наименование должности руководителя. Устав требуют везде, где происходит взаимодействие руководителя организации с официальными структурами, для подтверждения его полномочий. Например, для открытия расчетного счета в банке, для перезаключения договора электроснабжения.

Боюсь, некоторые дачники уже подумали: «Скучно. Зачем это?». За тем, что многие из вас продолжают ждать, когда кто-то, например, правительство, решит проблемы вашего садоводства. Между тем, по Гражданскому кодексу садоводческое товарищество — некоммерческая корпорация. Это термин для организаций, созданных на основе членства.

Возможно, это совсем неприглядная, с плохими дорогами корпорация, но она частично ваша. И от вашего участия в общих собраниях зависит решение, такой ли ей оставаться.

В следующем выпуске поговорим о новом законе и уставе.

Наталья Неудахина

Яндекс.Метрика