Что рассказали на пресс-конференции Управления образования Комсомольска

В конце января в администрации Комсомольска прошла пресс-конференция, на которой на вопросы журналистов отвечали заместитель главы администрации города по вопросам образования и культуры Тамара ОВСЕЙКО и начальник управления образования Ляна КУСКОВА. Рассказываем, какие вопросы задавали представители городских медиа и что отвечали чиновники.

В начале этого года вновь повысилась плата за детские сады. Теперь она составляет 3 003 рубля (плюс 210 рублей к прошлому году). За ясли — 2772 рубля (плюс 189 рублей к прошлому году).

Тамара Овсейко пояснила, что подорожание связано с повышением цен на энергоресуры и продукты питания и производится в пределах коэффициента, который прописан в Бюджетном кодексе. Само сбалансированное меню для детей разных возрастов утверждает Роспотребнадзор. Сейчас содержание одного ребёнка в детском саду в среднем в месяц обходится в 15-18 тысяч рублей. Родители оплачивают около трёх тысяч, всё остальное компенсирует город — эти деньги покрывают коммунальные услуги, питание и зарплаты работников.

Ляна Кускова добавила, что, согласно статистическим данным, оплата содержания ребёнка, взимаемая с родителей, в Комсомольске остаётся самой низкой на территории Хабаровского края.

Во время президентских выборов 2018 года граждане голосовали за сохранение в школах шестидневки или за перевод на пятидневку. Большинством голосов выбор был сделан в пользу пяти учебных дней, однако никаких изменений за этим не последовало.

Большинство граждан восприняло это голосование так же, как и выборы президента: за что будет большинство — так и будет. Однако это не так, и вопросы пяти- или шестидневки здесь ставились в формате исследования общественного мнения. Это и подчеркнула Тамара Овсейко: процесс голосования по поводу пятнидневки был приурочен к выборам, но говорить, что население выбрало пятидневку и теперь так и будет, нельзя.

При этом каждая школа вправе самостоятельно обсудить этот вопрос с родителями и перейти на пятидневку. Однако возникает другая сложность: есть образовательный стандарт и учебная программа, которая должна выполняться при любом количестве учебных дней. Поэтому, если школа откажется от учёбы в субботу, эти субботние уроки придётся распределить по будним дням. В итоге у детей в день будет не по пять-шесть, а по семь-восемь уроков.

Кроме того, даже при переходе на пятидневку шестой день останется, но будет отведён для факультативных занятий. Впрочем, их посещение не является обязательным.

На данный момент в Комсомольске есть две школы, которые работают по пятидневной системе обучения, — школа № 4 и Центр образования «Открытие» (школа № 18).

Что происходит со школой № 10 на радиоцентре?

Школа и детский сад после реконструкции открылись 1 сентября 2018 года. Однако в детском саду пока осуществляется только присмотр и уход за детьми, а также проводятся развивающие занятия. Дошкольная образовательная программа здесь начнёт работать в марте 2019 года, когда детсад получит необходимую лицензию в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования.

Также звучал вопрос о дефиците учителей. Эта тема беспокоит педагогов школ № 9, № 51, № 16 и других. Они сетуют на то, что учителя старшего поколения уходят, а новые приходят с низким уровнем подготовки. Дефицит кадров приводит к повышенным нагрузкам на тех педагогов, которые в школах работают.

Тамара Овсейко отчиталась, что в городе нет ни одного образовательного учреждения, где бы не выполнялись образовательные программы. Это подтверждают и результаты ЕГЭ, и значительное количество медалей, которые получают выпускники школ. Следовательно, с формальной точки зрения какого-то катастрофического дефицита специалистов нет.

Однако наблюдается кадровый голод — главным образом среди учителей начальной школы. Это приводит к перегрузкам педагогов, когда учителю приходится, например, брать под опеку не один класс, а два.

Кроме того, по численности опытных кадров ударили изменения федерального образовательного стандарта, которые обновили требования к учителям. В частности, от них потребовалась высокая компьютерная грамотность — с этим не справились многие педагоги старшего поколения, которым пришлось уйти на пенсию.

В некоторых школах есть «скрытое перераспределение часов», когда учителя берут на себя не 18 часов в неделю, а 27 или вообще 32. Ряд школ идёт на такой шаг, потому что это заработок учителей. Однако эта практика добровольная, и, если учитель не хочет брать на себя больше 18 часов, никто его не обяжет. Другой вопрос: устроят ли его доходы без повышения нагрузки?

Средняя нагрузка по городу на учителя сегодня — 26 часов в неделю. По словам Тамары Овсейко, это нормальный показатель для отрасли.

Сколько в среднем получает учитель? В СМИ уже называлась средняя зарплата около 50 тысяч рублей, однако здесь подразумеваются не только учителя, но и все сотрудники по отрасли. При этом родители теперь оперируют этим числом, упрекая учителей в том, что, судя по зарплате, они неплохо живут и жаловаться им не на что.

Тамара Геннадьевна рассказала, что средняя заработная плата учителя в Комсомольске (с любым стажем, без учёта административного состава и обслуживающего персонала) — 42 тысячи рублей. При этом речь идёт не о ставке учителя в школе, а о фактической нагрузке, которую сейчас берёт на себя средний учитель.

С недавнего времени в школах стали появляться вендинговые автоматы со жвачками. Некоторые родители выступают против этого нововведения и жалуются, что их дети тратят в этих автоматах деньги, выделенные на обеды, а школы таким образом пытаются нажиться на учениках.

Ляна Кускова пояснила, что установка торговых автоматов полностью законна. Это решение принимает только руководство школы, а управление образования в этом процессе никак не участвует. По идее, родители могут обратиться к директору школы и попросить его отказаться от размещения вендинговых автоматов в школах.

Тамара Овсейко в то же время подчеркнула, что запрет автоматов вряд ли как-то скажется на поведении детей: они просто будут бегать за конфетами через дорогу. Проблема траты денег не на то, на что их дали родители, по мнению замглавы города, в большей степени упирается в воспитание детей, а не в вендинговые автоматы.

Обсуждался и конфликт в школе № 37, где непослушный второклассник вывел из себя учителя, которая в итоге дала ребёнку несколько затрещин. Видеозапись инцидента попала в Интернет и спровоцировала скандал. Как должна была быть выстроена работа с неуправляемым ребёнком, на чье поведение уже многократно жаловались?

Тамара Овсейко рассказала, что этот ребёнок не один такой: «Если взять все наши 36 школ — в каждой по нескольку детей, требующих особого внимания».

Родителям таких детей рекомендуют обратиться к психологу, в медико-психологическую комиссию, где ребёнку могли бы скорректировать программу. Иногда рекомендуют обучаться на дому.

При этом без согласия родителей в этой ситуации никаких мер, например, убрать такого ребёнка из школы, принять нельзя. Матери данного второклассника предлагали в том числе и определить сына в класс компенсирующего обучения, где меньше детей и где к нему будет особый подход. Привлекали и психолога для бесед о том, как привить ребёнку социальные нормы. Однако закончилось всё скандалом.

В защиту учителя сегодня выступает и педагогическое сообщество, и родители других детей, и сами дети. Да и мать второклассника, с которым приключилась эта история, не имеет к учителю уже никаких претензий и считает, что педагог должна продолжить работать. Тамара Овсейко называет её одним из лучших учителей начальной школы.

«Однако при всех положительных качествах мы её не оправдываем, она нарушила Закон об образовании, не справилась со своими эмоциями. Нужно было отвести этого ребёнка к завучам, те бы пресекли агрессивные действия или вызвали бы родителей, медика — у ребёнка может быть срыв. Поэтому никто её не оправдывает. Но я думаю, что она сама себя уже наказала. Мы бы не хотели сегодня терять такого учителя и поддерживаем родителей, которые выступают в её защиту перед прокуратурой и министерством образования, чтобы её вернули на работу. Нельзя разбрасываться такими учителями», — пояснила замглавы города. Сейчас, пока идёт расследование происшествия, учитель находится в отпуске.

В продолжение обсуждения этого конфликта Тамара Овсейко констатировала, что сегодня учитель в школе не защищён от таких детей. Единственный путь и для педагога, и для родителей, чьим детям непоседливый ребёнок может мешать учиться, — договариваться с родителями конфликтного школьника, убеждать их что-то предпринять и решить проблему.

При этом замглавы города отметила, что чаще всего родители понимают проблемы своего ребёнка и необходимость их решать особыми способами, поэтому очередь в медико-психологическую комиссию не прекращается.

Сегодня мать ребёнка, попавшего в эту историю, согласилась перевести сына на домашнее обучение. А в самой школе № 37 решается вопрос о найме специального психолога для учителей. Однако в городе таких специалистов пока немного.

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
Яндекс.Метрика