Королева, кочерга и привет из ада

Театр драмы приглашает на премьерные спектакли «Королева красоты» по пьесе «великого и ужасного», как называют его в театральной прессе, ирландского драматурга Мартина Макдонаха. Режиссёр Александр Саранчин вынашивал замысел пьесы почти три года.

— Мои любимые актёры сделали всё возможное и невозможное, чтобы донести весь ужас и мрак этого откровенного повествования, — сказал после премьеры режиссёр. — Это театр не для развлечения, это театр-пощёчина, театр-петарда, разрывающая эстетику драматургии. Может быть, это даже способ привлечь в театр людей, которые никогда сюда не ходили, опасаясь неправды и показного прекраснодушия. Болел пьесой долго, взвешивал все «за» и «против». Но вот, наконец, мы готовы представить пытливому зрителю результат.

Возникшее с самого первого мгновения спектакля ощущение беды уже не покидает. Недобрые предчувствия в полной мере оправдываются во втором действии. Высокий трагедийный пафос пьесы наши актрисы подали настолько убедительно, что третий день перед глазами так и стоят Лариса Гранатова со слезами, обильно струящимися до самого подола, и Женя Ярцева, сыгравшая зловещую старуху так подлинно и страшно, что приходи любоваться.

Драматург Макдонах славится способностью делать из простейших бытовых историй своего рода эпосы о глобальных жизненных процессах и человеческих отношениях. Семья у него — территория взаимных претензий, манипуляций, нелюбви. История выстроена как триллер с начала до конца, с самой первой реплики про …суп. Обманчивое впечатление житейского, бытового театра. Кто в этой, казавшейся сначала банальной, семейной истории убийца, а кто — жертва? Жёстко. Неприятно. О трудном. О трагическом.

История на деле оказывается не то что чертовски грустной, а попросту страшной. «Королева красоты» начинается с обычного дождливого дня в ирландской деревушке Линейн. «Ах, так они ещё и ирландцы?» — хотелось бы воскликнуть. Но возглас застревает в горле. Потому что это вселенская история. Совершенно не важно, кто эти люди, в какой стране происходит весь этот кошмар, он вокруг нас — внимательно осмотритесь. Родители стареют, дряхлеют, но не оставляют привычки контролировать своих взрослых, иногда уже пожилых детей, делая их жизнь невыносимой.

Дом на отшибе. Нищий провинциальный быт, очаг с торфом и кочергой. Кстати, в основе пьесы — реальная история, и дом этот правда существует в суровом графстве Гэлуэй, более того — выставлен на продажу. Только не покупает его никто после того, что там произошло, дурная у него слава.

На сцене — настоящий бытовой хоррор. Драматичная семейная коллизия. Зловещая старуха. Недолюбленность. Богооставленность. Каждый замкнут на себе, эгоистичен и беспощаден. Злая энергия, сконцентрированная ярость, утаённые и сожжённые любовные письма, многоуровневая игра в рикошет. Безрезультатные попытки преодоления безнадёжной скуки. Какие там у них скелеты в шкафах? Какие теннисные мячики? Неужели те же, что и у нас?

Кровавость и мука, психическая нестабильность, неутолённая жажда любви и пытки раскалённым маслом. Откровение о природе человеческой, изложенное брутальным театральным языком. Автор знает жизнь и её реальную боль. Провинциальная безнадёга, замкнутая среда без стимула к саморазвитию. Смещённая реальность, как тяжкий сон, где ненависть вместо мечты и нежности, где сумасшествие — единственное спасение от реальности.

Самое удивительное, что в ходе спектакля вы понимаете вдруг, что готовы сочувствовать и сопереживать персонажам, лишённым морали, способным совершить любую жестокость, потому что чувствуете скрытые мотивы их страшных поступков. Наверное, и мы были бы такими же скотами, если бы пришлось пережить такое. Постановка вызывает долгие размышления о том, что всегда есть надежда вырваться из обстоятельств, но эти люди сами делают спасение невозможным.

Краски скудны, фразы отрывисты. Сценография предельно лаконична, и, как струя крови на сером фоне дождливой Ирландии, — алое платье героини — «королевы».

Художник-постановщик спектакля — Анастасия Славкина. Мужские партии в спектакле исполняют актёры Дмитрий Баркевич и Егор Расторгуев.

Теперь об авторе. Двадцать семь лет было Мартину, нищему сыну разнорабочего и уборщицы, когда его пьеса «Красавица из Линейна» была поставлена на Бродвее и, помимо известности, принесла автору премию Evening Standard Award в номинации «Самый многообещающий драматург». В России осуществлено уже 120 постановок его пьес, в том числе в театрах Константина Райкина и Джигарханяна.

Мартин Макдонах — первый драматург со времен Шекспира, четыре пьесы которого одновременно шли на подмостках Королевских театров Лондона. А в 2017 году весь мир горячо обсуждал фильм по его сценарию «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», получивший четыре «Золотых глобуса» и два «Оскара». Сейчас Мартин Макдонах — штатный драматург Королевского национального театра в Лондоне и обладатель многочисленных наград в области драматургии.

Не случайно Макдонах выворачивает наизнанку всю ту грязь и мерзость, что кроется внутри человека, обостряя взаимоотношения матери и дочери. «Посмотрите на себя, — будто говорит он, — и не будьте такими, как мои герои». Его безжалостность, его шокирующая жестокость — попытка сделать этот мир чище и лучше.

Татьяна ЧАНОВА

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
Яндекс.Метрика