У человека над Вселенной власти нет

Международная выставка «Лянсян — территория творчества» на днях отправится в Харбин, где разместить полотна русских и китайских живописцев готовится галерея современного искусства. Почти четыре месяца выставка жила в стенах Музея изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре. Этот грандиозный арт-замысел, объединивший культуры двух стран, осуществлен по инициативе комсомольской художницы Ирины КОЧЕРГИНОЙ.

По сути, это уже третий успешно реализованный передвижной международный проект. Первый прозвучал в 2011 году под названием «Единое Приамурье — это мы!». И также стартовой экспозиционной площадкой для него стал музей города юности. Через шесть лет Кочергина в соавторстве с художником Владимиром Листровым представила выставку «Диалог о родной Земле», впечатлившую зрителей эпичностью и лиризмом пейзажных образов.

По-соседски на денёк

Нынешний проект Ирины Кочергиной «Лянсян — территория творчества» не менее любопытен. И прежде всего потому, что для большинства работ вдохновением послужило единое ландшафтное пространство. Пейзажи писались на творческой базе, располагающейся в местечке Лянсян, что в северной части Китая. Группа художников из России, участники проекта, побывали здесь в 2017 году в рамках международного пленэра. В результате оформилась очень эмоциональная выставка из 46 работ, причём четырнадцать из них — китайских авторов.

В Поднебесной любят и ценят творчество наших мастеров живописи. Сотрудничеству Международной академии культуры и искусства и руководства КНР — не один десяток лет. В контексте двусторонней инициативы и создаются арт-площадки, где российские художники могут работать в красивейших местах Китая.

В деревню за впечатлением и отдохновением

Творческая база в Лянсян создана художником Ван Чун Лей. Он приезжал в город юности в ноябре прошлого года на презентацию арт-проекта «Лянсян — территория творчества». Ван Чун Лей — член Союза художников провинции Хэйлунцзян, входит в состав правления Русско-китайского исследовательского общества масляной живописи, возглавляет Русско-китайский исследовательский университет изобразительного искусства.

Помимо художественного образования, он ещё и профессиональный музыкант. В своё время ему прочили громкую вокальную карьеру. Ван Чун Лей обладает выразительным во всех регистрах тенором, который и продемонстрировал на открытии выставки в Комсомольске-на-Амуре, исполнив, кстати, русскую народную песню.

Девять лет назад Ван Чун Лей выкупил в красивейшем живописном местечке несколько корпусов старой школы, где и основал творческую базу. Оборудовал мастерские и комфортные комнаты для проживания. Возле корпусов разбил замечательные пруды и вырыл котлованы, где намерен разводить рыбу. На базе поселились экзотические птицы — услада глаз живописцев.

Арт-площадка круглый год принимает и размещает художников со всех регионов Китая и гостей Поднебесной. Уникальный ландшафт Лянсян — словно копия окрестностей у знаменитой горы Сент-Виктуар, запечатлённой на полотнах Сезанна. Сюда приезжают за вдохновением и отдохновением. Не только мастера живописи, но и студенты институтов, колледжей искусств. На творческой базе есть собственная художественная галерея, где сформировались замечательные коллекции разных стилей и направлений.

— Мы с коллегами привезли из Лянсяна огромное количество материала, которого хватит на несколько выставок, — говорит Ирина Кочергина. — Работали с утра до вечера. Натура меняется каждые полчаса по мере движения солнца, и нам хотелось запечатлеть все нюансы этой изменчивости. Колоритный холмистый ландшафт и поля с изумрудной зеленью, шумные горные речки и раскидистый лес — это эмоциональное наслаждение для художника. Мы наблюдали быт жителей традиционной китайской деревни, их повседневный труд. В этой местности созданы комфортные условия для выращивания чёрных грибов. Их здесь целые плантации, за которыми ухаживают сельчане. Разводят здесь и особую молочную породу коров. Быт людей весьма неприхотлив. Живут они в домах-мазанках, где центральная часть интерьера — отапливаемая лежанка — канна. Канну используют для сна, работы, чаепитий. Я обратила внимание, что дома жителей деревни с большими окнами и без занавесок. Мне китайцы говорят: «У нас коммунистический строй, поэтому нам нечего скрывать. И потом большие окна позволяют солнцу обогревать комнату днём, а это экономия тепла».

Господство цвета и темперамента

Традиционные китайские домики изображены на полотнах авторов из Поднебесной. Одна из ярких работ — «Сумерки» кисти Ван Чун Лей. Удивительная картина! Сложный колорит и фактурная выразительность мазка придают фантастическую сказочность пейзажной композиции. Это полотно подарено художником Музею изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре. Оно стало первой картиной современного китайского автора, пополнившего фонды нашего музея.

Ван Чун Лей коллеги называют мастером интересных эффектов. Он удачно экспериментирует не только с цветами и оттенками, но и сочетает в пейзажном пространстве различные техники, элементы жанровой живописи. Его работы отличают напряжённость цветовых отношений и особая энергетика, сильный темперамент. Даже в тех полотнах, где, казалось бы, неброская гамма голубовато-серых серебристых тонов. Так, в картине «Весенний день» художник тонко опоэтизировал нежную и хрупкую красоту природы в пору её пробуждения от долгой зимы.

Элементы классического китайского пейзажа «шань-шуй», то есть горы и вода, присутствуют в картине известного в КНР художника Бао Дзе Вэй. Здесь любопытно наблюдать, как меняется характер цвета, переходя из одной живописной ноты в другую. Замечательные работы, запечатлевшие момент непрерывного течения жизни, и у других участников выставки — Жен Минг и Ван Е Дэн.

С творчеством Жен Минг, декана художественного факультета Харбинского педагогического университета, комсомольчане уже знакомы. Выставка его работ несколько лет назад экспонировалась в Музее изобразительных искусств. Молодая художница Ван Е Дэн в прошлом году окончила Академию международного искусства при университете в Даляне, по специальности — дизайнер интерьеров и одежды. Но живопись для неё — важная составляющая творчества, как и для ее отца — Ван Чун Лей. Работы художницы участвуют в крупнейших проектах как в Китае, так и в других странах.

Проект «Лянсян — территория творчества» объединил профессионально сильных и ярких художников. Тем интереснее было сравнивать их работы, ведь большинство пейзажных композиций создавались по впечатлениям от увиденного в Лянсян.

Живописец из Лесозаводска Владимир Листровой выступает в узнаваемой манере. Его картины отличают спокойный тон повествования, красота сдержанного колорита. Ольга и Иван Никитчик — художники из Уссурийска, впечатлили изысканными пейзажами настроения, где главный персонаж композиции — осень. Эстетичны и созерцательны по своему характеру акварели якутянки Натальи Николаевой. Обращают на себя внимание и работы других мастеров из Якутска. Образно выразительны произведения Александры Иннокентьевой-Бочкарёвой, запечатлевшей экзотическую местность Лянсян. Пейзажи Галины Окоёмовой отличают цветовая цельность и эмоциональность.

Поддержал проект «Лянсян — территория творчества» своим участием, замечательными полотнами и народный художник России, действительный член Академии художеств Виталий Петрович Дроздов. В выставочном пространстве его Сихотэ-Алинь величественно-прекрасен.

Под стук колёс и гул авиадвигателей

Ирина Кочергина, идейный вдохновитель международного проекта, всё более совершенствует собственную творческую манеру письма. Последние её работы, представленные на выставке, полны обаяния и эмоционального переживания. По-прежнему акцент сделан на состоянии природы и её изменчивости. Однако лаконизм форм в пейзажных композициях передан сильными цветовыми эффектами, что усилило выразительное и проникновенное звучание.

Художница не изменяет и собственному стилю жизни. В прошлом году поставила своеобразный рекорд, проведя в пути — дорогах чуть ли не десять месяцев. Весна 2018 года прозвучала персональной выставкой Кочергиной. Затем было приглашение принять участие в общероссийском пленэре, который проходил в городе Судак. После крымской презентации в Судаке Ирина отправилась на этюды в Казань, а затем — в Елабугу. Здесь в июле состоялся ХIII Международный арт-симпозиум по современному искусству. На него приехали 43 художника из 12 стран, в том числе из восьми республик Российской Федерации.

— Очень тёплая и позитивная атмосфера сопровождала все дни работы симпозиума, — делится впечатлением художница. — Природа — восхитительная: возвышенность живописная, река красивая. Организаторы форума нас ещё эмоционально подпитывали. Пригласили симфонический оркестр из Санкт-Петербурга, музыканты совершенно бесплатно отыграли пять концертов под открытым небом. По итогам работы симпозиума в фонды Елабужского государственного музея-заповедника было передано 80 работ.

Не заезжая в родной Комсомольск, из Елабуги Ирина отправилась по приглашению на двухнедельные академические курсы в Китай. Курсы — ещё одна реализованная двусторонняя инициатива МГАХИ имени Сурикова и пединститута в Хэйхэ. Организовал творческое сотрудничество народный художник РФ, вице-президент Российской академии художеств Анатолий Любавин.

Получив сертификат о прохождении курсов и незабываемые впечатления от местных красот, Ирина поспешила в Нижний Новгород, потому что получила приглашение участвовать в Международном фестивале искусств «Золотое Болдино». В пушкинской усадьбе в рамках фестиваля проходил международный пленэр художников.

До начала подготовки проекта «Лянсян — территория творчества» у Ирины ещё было время, поэтому решила использовать его максимально творчески. Успела ещё поработать на пленэре в Харбине.

Впрочем, и 2019 год отмечен плотным графиком. В январе Ирина Кочергина успела расписать трапезную при храме Преображения Господня в городе Облучье ЕАО. А несколько лет назад она же выполнила роспись стен храма.

Сегодня Ирина Кочергина находится в Харбине, читает лекции и ведёт занятия по живописи в педагогическом университете. Одновременно с художником Ван Чун Лей готовит выставочное пространство для экспозиции международного проекта.

Есть любопытные планы и у Ван Чун Лей. Он хочет привезти в Комсомольск-на-Амуре китайских живописцев, чтобы организовать здесь совместный с местными авторами пленэр. Будучи в ноябре прошлого года в городе юности, художник из КНР вдохновился красотами Амута, Верхней Экони и Холдоми.

Марина БАШУРА

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
Яндекс.Метрика