Когда на сцене молодежь

Спектакль «Мой бедный Марат» по знаменитой, старшему поколению с детства известной пьесе Алексея Арбузова, наверное, поведут смотреть школьников, причем стройными рядами. И это правильно.

Режиссер спектакля, заслуженная артистка России Ирина Барская, выбирает для постановки очень непростой материал, погружающий в атмосферу той эпохи, о которой многие уже начинают забывать, а молодежь, так и попросту не в курсе. Поэтому надо понимать, что пьеса не для развлечения, а для развития души, для того, чтобы молодые люди учились сопереживанию. Сила театра – в эмоциях, пробуждающих высокие помыслы.

На сцене – молодые актеры, ровесники героев пьесы. И одновременно ровесники многих, сидящих в зале. Видеть современных молодых людей в роли тех, которые давно, семьдесят пять лет назад, были подростками, принявшими на детские плечи всю тяжесть войны, которые чудом уцелели в этой чудовищной мясорубке, это же как с гарантированной безопасностью путешествовать в страшное на машине времени. А талантливая актёрская троица делает это путешествие захватывающе волнующим.

Главную героиню Лику (актриса Александра Субботина) мы застаём зимой 1942 года в осаждённом Ленинграде. Поражают её беззастенчивая эмоциональность, и, одновременно – спокойное мужество, помогающее выжить, сохранить рассудок посреди царства смерти в городе, где повсюду натыкаешься на трупы. Лика работает в одном из городских санитарных отрядов, что обходят полуразрушенные дома, выносят умерших и «штабелями» укладывают их в грузовики. В жутких реалиях блокадного Ленинграда между Ликой и Маратом (актер Иван Бекбаев) возникает робкое и чистое чувство. Актерам удается воссоздать это пронзительное ощущение юношеского счастья первой влюбленности, которое так отчаянно противостоит реальной близости смерти. Они прячутся от бомбёжки под кроватью; они по очереди хрустят, откусывая от кусочка сахара, блаженно закрывая глаза; они убеждены, что самое ужасное оскорбление на свете – подозрение в трусости. Между завываниями сирен воздушной тревоги они даже пытаются танцевать…

И в этот момент появляется третий персонаж – больной и жалкий доходяга Леонидик (актер Анатолий Казанин), которого они вдвоём буквально вытаскивают с того света, делясь своим скудным пайком. Теперь все трое связаны на всю жизнь нерушимой дружбой, которая оказывается выше любви. Дружбой, требующей самопожертвования и отречения от самого дорогого, желанного и единственно необходимого тебе человека.

Но всё равно любовный треугольник и все связанные с этим сложности и нелепости не становятся стержнем повествования. Главным остаётся война. Потому что уже ничто не будет так, как прежде. Потому что не спрятаться и не уйти от прошлого, как и от самих себя. Потому что долг часто оказывается впереди страсти, и невозможно убежать от муки неизвестности, ожидания, надежды…. Что такое счастье? И что есть подлинная любовь? Рецепта не существует, зритель уходит без готовых решений и полезных рекомендаций.

То, что делают актеры Бекбаев, Субботина, Казанин – Ваня, Сашенька, Толик – вызывает не только удивление и восхищение, но и огромное уважение. Это даже не лицедейство. Это честность и искренность, естественность, которая ни в чем не позволяет усомниться. Зал замирает, когда на сцене происходит это чудо проникновения в самые потаенные глубины переживаний.

 Всемирно прославленный, именитый драматург Алексей Арбузов создал пьесу «Мой бедный Марат», эту свою щемяще трогательную и одновременно жёсткую историю в 1965 году. Помню, как читая пьесу впервые лет в двадцать, безутешно рыдала над тем, что Лика в чужой, пустой, ледяной квартире блокадного Ленинграда жжёт в печке-буржуйке фотографии хозяев. А когда вернувшийся Марат спрашивает, много ли тепла от них было, от тонких картонок, она отвечает – от одной немного, а когда все вместе – то согрели на несколько минут. И почему-то эта, казалось бы, такая простая бытовая деталь говорит об ужасах блокады острее и доходчивее, чем долгие рассказы про «деятельность партийных и советских органов по спасению населения Ленинграда от холода».

Есть ли у пьесы хеппи-энд? Решать зрителю. Так ли безусловно благополучен предложенный автором выход из ситуации? Хочется поверить финальным словам героини: «Нет-нет, все будет хорошо… Ты только не бойся быть счастливым… Не бойся, мой бедный Марат!» Но, думается мне, война ещё не раз настигнет героев в их будущей жизни…

Совсем немного осталось времени до мая, когда всё будет полно ожиданием праздника Победы. Будут парады, салюты, пышные букеты, позвякивание орденов на груди наших сильно престарелых ветеранов. А пока леденят душу холод блокадной зимы, грохот фугасов и вой сирен тревоги. Спасибо театру, что дает возможность прикоснуться к истории своей страны через сострадание, никого не оставляя равнодушным.

Татьяна ЧАНОВА

Яндекс.Метрика