75 лет назад на Комсомольском авиазаводе начали выпускать транспортно-пассажирский самолет Ли-2.

Изначально этот самолёт – отечественная модификация американского самолёта ДС-3 фирмы «Дуглас». В советском варианте он был назван сначала ПС-84, а затем в честь главного инженера КБ Мясищева Бориса Лисунова, который занимался внедрением производства машины. Первое производство было начато в 1940 году на заводе №84 в подмосковных Химках.

В декабре 1945 года было принято правительственное решение о выпуске самолёта и на Комсомольском авиазаводе. Для ознакомления с технологией и организацией производства 230 специалистов и рабочих нашего предприятия были командированы в Ташкент, где эти машины выпускались ещё с довоенных лет.

Простота конструкции Ли-2 определила технологию его производства, в основу которой был положен передовой на то время плазово-шаблонный метод, взятый в США вместе с лицензией на производство ДС-3. Его освоение потребовало серьёзной модернизации производства. В мае 1946 года на Комсомольском авиазаводе был создан плазово-шаблонный цех, разработана оригинальная методика расчерчивания плазов.

Ли-2, установленный на территории КнААЗ

Первый транспортный Ли-2, построенный в Комсомольске, был поднят в небо уже в июне 1947 года. Кто пилотировал самолёт в первом полёте, документально не установлено, но известно, что лётчик-испытатель Борис Галицкий, работавший на заводе №126 с 1942 по 1947 год, проводил приёмо-сдаточные испытания серийных самолётов Ли-2.

В Комсомольске было построено 335 Ли-2 в транспортном и 20 самолётов в пассажирском варианте. В 1950 году производство Ли-2 было закончено. Завод перешёл к производству МиГов. В память об этой странице истории 17 августа 1984 года один из отслуживших своё самолётов Ли-2 был установлен на территории завода.

Валентина Гризодубова

Интересные факты

В годы войны Ли-2 использовали как бомбардировщики, военно-транспортные и десантные самолёты.
Одним из полков, воевавшим на Ли-2, с марта 1942 по октябрь 1943 года командовала первая женщина Герой Советского Союза Валентина Гризодубова.
На самолёте Ли-2 в Москву из побеждённого Берлина привезли акт капитуляции Германии и Знамя Победы.
«Воздушным извозчиком» самолёт назван за свою надёжность и неприхотливость, про него лётчики говорили, что «не надо только мешать ему летать».
Ли-2 был «героем» снятого в 1943 году художественного фильма «Воздушный извозчик».
В ходе серийного производства с 1939 по 1954 год в стране было изготовлено более 12000 экземпляров самолётов Ли-2 разных модификаций.
Эксплуатация Ли-2 в гражданской авиации продолжалась вплоть до 1973 года, а последний лётный экземпляр был утерян сравнительно недавно — в 2004 году.

По материалам отдела внутренних корпоративных коммуникаций Филиала ПАО «Компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А.Гагарина»

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
Яндекс.Метрика