Фокусы в библиотеке, или Плачут ли мужчины над книгами?

Кто-то в свои профессиональные будни спасает людей, кто-то учит, а кто-то, как героиня нашего интервью, несёт книжную мудрость в народ. О том, почему профессия библиотекаря – одна из самых благодарных, рассказывает Татьяна Старыгина, библиотекарь с сорокалетним стажем.

— Татьяна Андреевна, расскажите, как вы пришли в эту профессию?

— После выпуска из пединститута я рассчитывала на работу учителем биологии. Но мне на глаза как-то раз попалось обычное объявление «Требуется библиотекарь». Так я и стала заведовать книгами в школе №8. Но там я работала недолго, а вот в библиотеке-филиале №15 – сорок лет.

— А какие отношения к книгам были в вашей семье?

— В моей семье любили читать. У отца был свой, особенный шкафчик с книгами, многие из которых он знал чуть ли не наизусть. Я всегда удивлялась – когда он успевает? Сестра работала библиотекарем на заводе – так и приживалась, наверное, у меня мысль о библиотеке.

— И какие впечатления от работы были сначала?

— В библиотеке мне сразу понравилось. Я начала с изучения книжного фонда, и он меня поразил. Удивительно, насколько он был богатым для школы: чего там только не было. Рядом с огромным количеством собраний сочинений всемирной классики можно было запросто встретить дефицитную «Топ и Гарри» Лизелотты Вельскопф. Когда я увидела, сколько там литературы, у меня глаза разбежались. Ну а когда я приступила к изучению профессии, поняла, что сама по себе библиотечная работа может быть увлекательной. Мне, к примеру, нравилось оформление. Это сейчас на компьютере можно выбрать какой угодно шрифт, и будет красиво. Тогда же это было целым искусством. До сих пор помню, как оформляла портрет Ленина со словами о книге. Такой был труд! (смеется).

— А было ли что-нибудь сложное в работе, что не сразу получалось?

— Мне, к примеру, нужно было выучить ББК (библиотечно-библиографическая классификация). Это было интересно, поэтому я довольно быстро всё запомнила. Сложности были, но через пару лет работы я окончила культпросвет училище и стала уже квалифицированным библиотекарем.

— А насколько важно специальное образование в работе библиотекаря?

— Каждый человек должен знать свою работу из глубины. Есть люди, которые без труда говорят: «А я всё знаю!». Смотришь на такого человека и понимаешь: да, знает, но поверхностно. Никогда не поздно учиться. И нельзя переучиться. Всегда будут знания, глубже твоих. Раньше сама библиотечная, «рутинная» работа была исключительно важна: столько карточек, каталогов, описаний периодики. Попробуй всё грамотно описать и не менее грамотно всё расставить! Вот там и пригодились специальные знания. А сейчас, когда библиотеки уходят в сторону массовых мероприятий, учиться уже приходится другому.

— То есть, направление работы поменялось?

— Ещё как! Раньше в библиотеку приходило море новых книг, и тогда обзоры новинок и библиотечные уроки были ежедневной рутиной. Приходит новый номер, и ты садишься за библиографическое описание. А это была та ещё работа, особенно с журналом «Дальний Восток»: его размер часто отпугивал даже читателей. И мы, библиотекари, друг другу всё это пересказывали. Хотя бы так, мельком, но успевали зацепить львиную долю информации из мира литературы. А насчёт читателей… Стереотипы, будто СССР был самой читающей страной, пожалуй, правда. Мы делали обзоры книг в кинотеатрах перед сеансами, представляете? Полный кинотеатр детей, а ты на сцене, как звезда. Только с книгами. И это действовало! Приходишь на работу на следующий день, а там у тебя уже очередь. Сейчас всё изменилось. Теперь в библиотеке больше клубной работы.

— А как вам кажется, это оправданно?

— Думаю, да. Времена меняются, и библиотека должна быть другой. Читают сейчас меньше, поступления новых книг сократились. Традиционно библиотечной работы сейчас не так много, как раньше: не нужно описывать периодику и полдня проводить у каталогов. И библиотекам сейчас приходится «раскачивать» читателей, проводить больше массовых мероприятий, чтобы поток читателей не иссякал.

— Но детям ещё нужна книга?

— Безусловно. Давайте говорить честно: дети в библиотеку стали ходить реже. И не потому, что им не нужна книга. А потому, что есть Интернет. Там можно найти всё и очень быстро. Но при хороших родителях и учителях Интернет должен быть соединён с книгой. Иногда слышу такое даже от учителей: «Зачем вам ходить в библиотеку, ведь всё есть в Интернете». Это неправильно. Книга в её «живом», бумажном виде, развивает способность к поиску информации, поддерживает когнитивные процессы у ребенка.

— А в чём специфика работы в детской библиотеке?

— В школе работать тем хорошо, что дети все разные, разных возрастов. И со всеми интересно! То же самое и в детской библиотеке. И разговор не только о книге идёт. С детьми всегда интересно: они ведь непосредственные и очень живые. Если ребёнок почувствует в тебе друга, обязательно поделится своими мыслями, чувствами, расскажет пару историй, даже о себе. У нас был читатель – Никита Проваткин – он вообще показывал нам фокусы, от которых мы были в восторге. Приходил, брал стопки книг о цирковом искусстве, а потом показывал то, что разучил. Это действительно был восторг. Таких читателей помнишь. И, поверьте, если у нас были хорошие читатели, они такими и остались, когда выросли. Никита вот поступил в юридическую академию.    Или вот ещё один читатель – Толя. Он прочитал Троепольского «Белый Бим черное ухо», пришёл грустный, говорит: «Не знаю, как вам сказать, но я так плакал! Я ведь мальчик, понимаете? А я плакал». Я тогда ему ответила, что мы все плакали, стесняться нечего. И что плачут и взрослые мужчины, не то что мальчики. Детям очень нравится общаться со взрослыми. Книга сама по себе воспитывает, а если не пожалеть времени и обсудить с ребёнком прочитанное, такое не пройдёт даром.

— Хотите сказать, что в какой-то мере вы состоялись и как педагог?

— Конечно! И когда я перешла в 15-й филиал, тогда ещё детскую библиотеку профкома авиационного завода им. Гагарина, мне довелось использовать весь свой педагогический арсенал. Так и вышло, что всю жизнь работаю хоть не учителем, но с детьми. Стоит вспомнить хотя бы библиотечные уроки, когда надо было знакомить детей с книгой, её элементами, библиотечным каталогом. И тут же проводился обзор новых поступлений. Дети очень любили эти уроки! Да всё, что проводишь интересно, приносит свои плоды. Если заинтересуешь детей, от них отбоя не будет.

— Татьяна Андреевна, а в целом вы довольны, что больше сорока лет отдали работе в библиотеке?

— Думаю, да. Профессия библиотекаря не менее важна и не менее интересна, чем профессия педагога. Недаром в школах сейчас дают ставку «библиотекарь-педагог». Нельзя библиотекаря причислять к обслуживающему персоналу: он постоянно работает с детьми, ведёт с ними беседы. То есть библиотекарь— своего рода тоже педагог.

Кроме того, мы оказываем большую методическую помощь учителям, воспитателям. Когда не было Интернета, составляли книжные подборки педагогам, да и теперь многие из них приходят за помощью.

Вообще, над профессией библиотекаря часто подсмеиваются – ну, знаете, «тишина!», гулька на затылке и прочие глупости. Но это неоправданно. Библиотекарь сегодня должен быть всегда впереди, всегда заводным, с огоньком, особенно если он работает с детьми. А по поводу тишины вот что я скажу: терпеть не могу, когда в библиотеке говорят: «Тише, тише!». А раньше, к тому же, громко и не заговорили бы — читальные залы были забиты под завязку. Никогда не забуду свой первый рабочий день – тогда я обслужила девяносто человек, и к концу дня была прямо-таки измотана. Но счастлива! Сколько сочинений и рефератов было написано благодаря мне!

Да и если всё обобщить, можно сказать, что и беседы с читателями, и массовые мероприятия – это благодарный труд. Ведь мы через книгу воздействуем на человека. А это значит, что библиотекарь – своего рода инженер человеческих душ.

Материал подготовила Виктория ПЯТКОВА

Яндекс.Метрика