Владимир Смирнов: «Вижу звук на уровне электронов»

Профессия звукорежиссёра разноплановая и многогранная. Этот человек делает мероприятия интересными и запоминающимися для зрителей. В то же время его можно назвать бойцом невидимого фронта, так как зрители практически не ощущают присутствия звукорежиссёра.

Владимир СМИРНОВ работает со звуком уже более 35 лет. Без него не обходится практически ни одно мероприятие в Театре КнАМ. Работает талантливый звукорежиссёр и на городских событиях. Владимир называет себя именно звукорежиссёром. По его мнению, это довольно обширное понятие. Профессия эта творческая и требующая большой самоотдачи.

– Я разделяю понятия «звукооператор», «звукорежиссёр» и «звукотехник». У каждого из них в конкретном случае может быть своя задача, но, в принципе, это может быть и один человек. В моём понимании, звукотехник – человек, хорошо разбирающийся в проводах,  технике. Он может её хорошо подключать. Звукооператор работает в некой команде и является помощником для артистов. Он выполняет поставленную перед ним задачу. Звукорежиссёр берёт на себя задачу по формированию звуковой картины происходящего. Вот, например, в симфоническом оркестре музыканты располагаются на конкретных местах. Задача звукорежиссёра в этом случае сделать так, чтобы у слушателя не только возникал цельный образ оркестра, но и представление, где какие музыканты располагаются и какой инструмент как звучит.

Для зрителя, без сомнения, важны площадки, на которых происходят те или иные события, а для звукорежиссёра – их акустические свойства. У нас в городе, как оказалось, некоторые из них весьма хорошего качества.

– Очень хорошо акустически оформлен наш драматический театр, – отметил Владимир Смирнов. – Там артист говорит без микрофона, и его при этом весьма хорошо слышно. Очень хорош по звуку Дом молодёжи. Видимо, изначально зал был построен по правильному проекту с хорошими звукопоглощающими материалами, позволяющими просто регулировать звук. Важно ещё и хорошее оборудование, но этот фактор лично для меня не главный. В неподготовленном помещении звуком сложно управлять. Если мы хотим чёткости, а на площадке есть излишнее эхо, получить хороший результат – практически невыполнимая задача. Зато чем меньше неподготовленное помещение, то меньше там эхо.

Ещё одним врагом звукорежиссёра являются так называемые стоячие волны. В этом случае звук распределяется неравномерно по помещению. Можно найти точку и настроить звук так, что его будет приятно слушать. А отойдёшь на метр – весь эффект пропадёт. В этом плане проще с уличными концертами. Они наиболее комфортные по окружающей обстановке за счёт отсутствия источников ревербераций. Но здесь на первый план выходят возможности звукоусилительного оборудования.

Как отметил Владимир Смирнов, в каждом случае нужен свой подход. К примеру, на концерте и спектакле он должен быть разным.

– Люди приходят на концерт, чтобы услышать исполнителя так, как невозможно дома, даже если есть качественное оборудование, – утверждает Владимир. – Поэтому на концерте нужно работать громче, чем это было бы в квартире. Вдобавок мы видим артистов на сцене и получаем от этого особые эмоции. При этом нужно учитывать настроения музыкантов и постоянно за ними следить, усиливая те или иные инструменты. Если говорить о звуке на спектакле, то я стараюсь сделать его участником действия. Порой в кинофильме звук так органично вписан, что мы даже не задумываемся о том, что он в нём присутствует. В театре должна быть подобная ситуация. Звук не должен быть формальным и идти из колонки, которая всем хорошо видна. Выполнение такой задачи интереснее для зрителя, чем просто включение.

До недавнего времени в театрах, не только в России, но и за её пределами, мало применялись акустические системы, работающие на концертах. Театралы считали это ненужным. В Европе театры и вовсе работают преимущественно как помещения, в которые въезжают различные группы. Каждая решает свои творческие задачи. Это как в кинотеатре, где меняются фильмы с определённой периодичностью. Именно поэтому, когда труппа приезжает в театр в Европе, она может заказать оборудование, которое ей необходимо. Но чем интересен опыт сотрудничества именно с театром, это воспроизведение необычных источников звука. Их нужно подать так, чтобы зритель ощущал жизненность звуковой картины. Так, словно звуки идут не из акустики, а с улицы…

— Когда мы с Татьяной Фроловой работали над спектаклем «Преступление и наказание» в драмтеатре, там был звук, когда телега давит человека. Он был очень жутким и оказывал на зрителя большое воздействие.

У Владимира Смирнова большой опыт сотрудничества со знаменитыми коллективами. В течение некоторого времени он работал в Москве штатным звукорежиссёром группы «Цветы». Приходилось также работать с артистом, выступавшим на разогреве у группы Thirty Seconds to Mars. Выступление проходило на стадионе на оборудовании, привезённом самим Джаредом Лето. Звук просто накрывал зрителей и был шикарен.

С более опытными артистами, считает Владимир, работать легче – они знают, чего хотят, и у них к звукорежиссёру необоснованных претензий почти не бывает. Поэтому, чтобы на гастролях звук был так же идеален, как и дома, столичные звёзды привозят своих звукорежиссёров.

В своей работе Владимир Смирнов видит техническую и творческую стороны вопроса. Первую можно изучить, особенно сейчас, когда есть много специальной литературы. А вот как быть с творческой?

– Творческая позволяет решить вопрос подачи звука. Звукорежиссёр должен уметь выделить красивый голос или, скажем, звучание инструмента. Возможно, творческую сторону поможет развить накопленный с годами опыт. Лично мне помогает имеющееся у меня образование инженера промышленной электроники. Я, можно сказать, вижу звук на уровне электронов.

Отдельно стоит уделить внимание вопросу концертных записей. Тут можно пойти двумя путями, у каждого из которых есть свои нюансы. Например, можно записать живой звук прямо во время концерта по двухмикрофонной схеме. Но, несмотря на кажущуюся простоту, этот процесс довольно сложен.

Кроме того, часто используется многоканальная запись, при которой записывается вокалист и каждый из инструментов отдельно. После всё записанное сводится воедино. Эта технология довольно трудоёмкая. Часовой концерт таким образом можно смонтировать часов за шесть. Потом при желании можно улучшать имеющийся материал.

— К примеру, над альбомом группы «ДВ-kms» мы работали больше года. Сначала просто хотели сделать живую запись имеющегося материала. Получилось лучше, чем мы ожидали. Решено было доработать композиции. После этого начался творческий процесс по записи каждого инструмента. Бывали весьма интересные творческие опыты. Например, в этом году в рамках «Открытой площадки» удалось двумя микрофонами записать группу «Татьянин день», в которой 20 человек пели а капелла.

Впереди у Владимира Смирнова, без сомнения, ещё не одно творческое мероприятие со своим звуковым «характером». И можно быть уверенным: у зрителей на этих концертах будут самые яркие и незабываемые эмоции благодаря работе со звуком настоящего профессионала.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

Как только звук триумфально ворвался в кинематограф, сделав «великого немого» говорящим, важность работы звукорежиссёра стала постоянно возрастать вместе с повышением качества звуковой дорожки в фильмах. Сегодня без этой профессии никуда, и подчёркивает этот факт то, что многие знаменитые фильмы стали таковыми благодаря блестящему звуковому решению.

Впервые это было доказано ещё в 1940 году, когда голливудская кинолента «Волшебник страны Оз» получила «Оскара» в номинации «Лучшая музыка». Дальше – больше. В такой же номинации удостоился приза Британской киноакадемии культовый фантастический фильм «Космическая одиссея 2001 года», показанный зрителям в 1968 году.

Не менее культовая трилогия «Матрица» завоевала благосклонность как Британской киноакадемии, так и жюри «Оскара». В активе создателей кибер-антиутопии призы в номинациях «Лучший звук» и «Лучший звукорежиссёр».

А вот мюзикл 2001 года «Мулен Руж» в области звука получил уже четыре различных награды – за лучший звук и лучшую музыку от Британской киноакадемии, «Золотой глобус» за лучшую музыку и награду MTV за лучший музыкальный ряд.

Последние 20 лет важность работы звукорежиссёра в кино только возрастает благодаря появлению и совершенствованию технологии многоканального звука, когда наряду с объёмной картинкой зрители слышат и окружающую звуковую картину.

Яндекс.Метрика