Таинственный Элеор и неизвестный Кур

Хабаровский край таит в себе немало удивительных и потрясающе красивых мест. Одно из них — загадочная и редко посещаемая гора Элеор. Именно эта вершина стала одной из целей очередной съемочной экспедиции движения «Планета тайга». Для ее достижения участникам потребовалось проехать около 220 км на машине и вездеходе, затем проплыть 60 км по реке Кур и пройти еще около 20 км по непролазной тайге. А чтобы вернуться домой предстояло сплавляться еще почти неделю. Но оно того точно стоило!

— Интерес к этой горе был вызван тем, что это высшая точка полюбившегося нам хребта Джаки-Унахта-Якбыяна, — говорит основатель движения «Планета тайга» Виктор Решетников. — Она остается одной из самых загадочных и мало исследованных гор, своеобразным «белым пятном» на карте Хабаровского края. К Элеору нет никаких дорог и троп, подход возможен только с северо-запада, с реки Кур. Исследование этой реки тоже представляло для нас большой интерес, поскольку она одна из не многих рек в нашем крае, вдоль берегов которой на десятки километров сохранилась девственная тайга. Мы хотели узнать ее немного больше, чтобы затем рассказать о ней в нашем фильме.

Добавляет загадочности Элеору один примечательный факт. Дело в том, что от нее до высшей точки хребта Сихотэ-Алинь — горы Тордоки-Яни 248 км, примерно столько же и до горы Сиур, священной у коренных жителей этих мест и расположенной вблизи комплекса каменных останцев «Амурские столбы». Все три вершины образуют равносторонний треугольник. Что это? Совпадение или в этом есть какой-то сакральный и неведомый нам пока смысл? Ответ на этот вопрос также предполагала найти группа туристов-документалистов.

Итак, ранним утром 21 августа, погрузив, наверное, не менее полутонны снаряжения, оборудования и провианта, группа из девяти человек, среди которых были и опытные туристы, и новички, а также автор этих строк, двинулась в направлении поселка Известковый. Там к нам присоединились братья Липаткины — Анатолий и Александр.Именно благодаря им и гусеничному вездеходу, которым они управляли, мы добрались до ручья Дремучий. Поскольку в кабине вездехода всего три места, всем туристам пришлось разместиться на его крыше. Продираться таким образом сквозь тайгу — это, я вам скажу, то еще экстремальное приключение. Постоянно приходилось быть на чеку и вовремя уворачиваться от нависающих и падающих веток.

На следующий день, собрав наши плавсредства — рафт, которым должны будут управлять шесть гребцов, и надувную лодку с мотором, в которой будут находитьсярулевой и два члена съёмочной команды, мы отчалили от берега. Несмотря на то, что половина экипажа рафтане имела большого сплавного опыта, но под чутким руководством капитана Вадима Солина, команда работала слаженно и, пройдя первые несколько сот метров по ручью Дремучий, вышла в основное русло Кура.

Шли неторопливо, наслаждаясь первозданной красотой одной из самых диких рек Хабаровского края. К концу третьего дня сплава достигли места впадения реки Нижняя Биранджа в Кур и встали на стоянку чуть ниже, напротив живописной скалы. Именно по долине Нижней Биранджи нам предстояло идти к нашей цели — горе Элеор. На восхождение отправились только пятеро человек, остальные решили насладиться отдыхом и порыбачить в столь диком, но от этого ещё более прекрасном месте.

Сказать, что путь на Элеор был сложен, значит ничего не сказать. Делится впечатлениями участник экспедиции Алексей Комагорцев:

— Пеший поход стал самым тяжёлым испытанием во всей экспедиции. Меня сразу предупредили, что путь будет не лёгким. Когда в конце первого дня пути мы увидели гору Элеор — я обалдел и почти потерял веру в то, что мы на неё взберёмся — уж очень крутой она казалась. Но к обеду второго дня, когда мы уже подошли к подножию вершины и нашли варианты обхода скал, я приободрился и понял, что у нас есть шанс. Тем не менее, нам стоило огромных усилий, чтобы забраться на вершину.

Действительно, чтобы только подойти к подножию горы нам пришлось продираться сквозь поваленные деревья и заросли багульника высотой с человеческий рост, проходить несколько раз по большим валунам вброд Нижнюю Биранджу и ее притоки. Все же, как бы мы ни старались, достичь цели первого дня пути — подойти к подножию горы — нам не удалось. За 10 часов ходового времени прошли почти 13 км, до вершины оставалось еще семь.

На следующий день вышли в путь, взяв съемочное оборудование и минимум личных вещей, а также тент, на случай если не успеем вернуться к стоянке. Пройдя еще несколько километров по сказочно красивому лесу и поднявшись по склону, сложенному из огромных камней, мы оказались на огромном плато, окаймлённом хребтом. Вот он величественный Элеор!

Впереди нас ждало самое трудное. Предстояло подняться еще на … метров вверх. Быстро обедаем и начинаем штурмовать гору. Каждый шаг даётся с ещё большим трудом, чем предыдущий. В некоторых местах приходится сильно рисковать, выбирая вариант подъёма. Но нужно торопиться, солнце уже прошло зенит. Расстояние до вершины на навигаторе сокращается не так быстро как хотелось бы. 100 метров, 50, 30, 20, ещё шаг и… «Стоп! Надо красиво снять ваш подъем на вершину» — доносится из рации голос Виктора Решетникова. Управляя квадрокоптером, он выставляет его в нужной точке и только после этого дает команду на старт.

И вот мы на вершине. Сложно описать словами чувства, которые испытываешь, стоя здесь. Вокруг на многие десятки или даже сотни километров раскинулось зеленое море тайги, которое «течет» между гор. Ни с чем не сравнимое чувство восторга и трепета. Ради таких моментов, наверное, и стоит жить. А вон там вдалеке виднеется настоящая река, по которой проходит наш основной маршрут, а если присмотреться, то можно увидеть скалу, под которой остались наши друзья.

К сожалению, долго здесь оставаться не можем. Завершаем съемки и начинаем спуск вниз. Темнота в горах наступает быстро после того, как солнце заходит них, поэтому становится понятно, что до лагеря, из которого вышли сегодня утром, добраться не успеем, и нам предстоит ночевать под открытым небом. Спустившись до ближайшего источника воды, с трудом нашли относительно ровный участок земли, на котором могли бы уместиться пять человек. Только ближе к полуночи худо-бедно обустроили место ночлега и, укрывшись тентом и засунув ноги в рюкзаки, мы уснули, вплотную прижавшись друг к другу.

Проснулись с первыми лучами солнца и позавтракав, мы продолжили наш путь обратно. Через несколько часов пришли к нашему лагерю на Нижней Бирандже, до которого не успели дойти вчера. Умом понимали, что нужно быстро собраться и идти дальше, однако приближающееся время обеда и обнаруженная отличная заводь для купания в итоге склонили нас к мысли немного задержаться здесь. Хочется остаться здесь подольше и насладиться этим единением с природой, этим пейзажем, центральное место в котором занимает величественный Элеор. Но нас ждут другие места, а также наши друзья, оставшиеся на берегу Кура. Все чаще стали попадаться звериные тропы и, как и по пути туда, они приводят нас к марям, поросшим крупной брусникой и голубицей. Желание как можно скорее дойти до лагеря борется с желанием сделать хоть кратковременную остановочку и собрать ягоду с этого куста, а потом с другого и еще соседнего…

Наконец-то выходим к берегу Кура и встречаемся со второй частью нашей группы. Они были настолько счастливы нас увидеть, словно не видели нас целую вечность, а не четыре дня. Мы конечно тоже были рады их видеть и вновь соединиться в одну команду. Вечером нас ждала походная баня, а также рыба (ленки и хариусы), приготовленная различными способами — и в виде талы, и в запеченном виде.

Пришло время оставлять насиженное место и двигаться дальше. Одной из интересных достопримечательностей, встреченных по пути, можно отметить посещение метеостанции, на которой живет и работает один метеоролог. Неподалеку от метеостанции находится гора Унахта, известная тем, что на её вершине, установлен большой православный крест, история появления которого покрыта тайной.

Спустя ещё три дня сплава, во время которых периоды созерцания природы сменялись усиленной греблей, наша команда прибыла к мосту через реку Кур в районе поселка Санболи. На этом водная часть нашего путешествия заканчивалась, да и сама экспедиция подходила к концу. Последний вечер на берегу реки порадовал нас красивым закатом. Последний раз ужинаем ленками и хариусами, которыми очень богата река Кур. На следующее утро видавший виды ГАЗ-66 доставил нас в поселок, откуда на поезде к вечеру этого же дня мы вернулись в родной Комсомольск.